Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Школьная грамотность - проект и результат!

Дата публикации: 2024-02-25 21:45:48
Статью разместил(а):
Корешкова Лариса Анатольевна

Школьная грамотность - проект и результат!

Авторы: Кривуляк Мария, Левицкая Мирослава, Нарышкин Роман, Хрущ Полина

ученики 8 класса ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

Руководители проекта: канд. пед. наук Л.А. Корешкова и Е.А. Маринина

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

 

Аннотация: Современный мир ждет от выпускников фундаментальных знаний и умений, функциональной грамотности, сформированных навыков проектно-исследовательской деятельности. В этой статье мы хотим показать важность практической и мотивационной составляющей школьного проекта, эффективность его организации и результативность его участников.

Ключевые слова: международная олимпиада «Грамотный русский язык», образовательная технология «ИнтеллекТ», осмысленное отношение школьников к изучению русского языка, школьный проект, тренинги подготовки к олимпиаде, лингвистические олимпиады, авторский сборник заданий по русскому языку.

 

Международная олимпиада «Грамотный русский язык» (ГРЯ) родилась в 2007 году. Сначала она была московской и проводилась на химическом факультете МГУ.

Авторы олимпиады придумали интеллектуальное состязание, которое позиционирует русский язык как средство общения мировой державы, повышение познавательного интереса учащихся к русскому языку и демонстрацию практической значимости в области языка. Участники соревнуются в нескольких номинациях: «Способности в русском языке», «Школьная грамотность», «Устная речь», «Функциональная грамотность» и «Современные коммуникации». В задачах олимпиады – не только грамотно написать, но еще и продемонстрировать свои навыки делового общения, умения чётко и красиво излагать свои мысли, корректно общаться в сети.

«Способности в русском языке» – это особая номинация, в которой нужно выполнить задания по образовательной технологии «ИнтеллекТ». Эту технологию, развивающую интеллектуальные способности учащихся, наша школа использует уже многие годы. Здесь участники должны постараться максимально проявить свои интеллектуальные качества: память, внимание, воображение, мысленное прогнозирование, умение проводить аналогии.

Задания именно этой номинации были выбраны для проведения Международной ГРЯ в Китае в 2009 году. В ней участвовали студенты 2-4 курсов 7 ведущих ВУЗов Пекина, в которых русский язык обязателен для изучения. Откроем секрет, задания для этой олимпиады были для начальной школы, ведь китайские студенты только в ВУЗе начали изучение нашего языка. Самым трудным для участников из Китая оказалось задание на внимание, потому что в нем было слово щётка – такое простое для нас, и такое непостижимое для студентов!

 В 2010 году – ГРЯ побывала в Риге, а затем каждый год проводилась в Москве. Постоянными участниками  и друзьями Ломоносовской школы стали образовательные учреждения Белоруссии и Узбекистана, Киргизии и Казахстана, Азербайджана и Турции, а также множества городов России: Самары, Архангельска, Саратова, Казани, Мурома и др.

С 2020 года ГРЯ перешла на онлайн-платформу. Современные технологии расширили ее границы. В 2021 году – онлайн 15 ГРЯ собрала более 20-ти стран мира!

Мы, ученики 8 класса, очень любим участвовать в этой олимпиаде и добиваться победы! В этом году мы решили попробовать себя в роли учителей русского языка, составителей заданий. 

В 2021-22 учебном году одноклассницы Крейнина Екатерина и Цао Лия, в данный момент выпускницы Ломоносовской школы,  работали над проектом, целью которого была эффективная  подготовка учеников 5-7 классов к олимпиаде «Грамотный русский язык». Тогда они выбрали номинацию «Способности в русском языке», сами составляли задания по технологии «ИнтеллекТ», редактировали их вместе с учителями, а потом проводили тренинги по составленному графику для учеников, выступая в роли учителя. Мы тогда учились в 6-ом классе и были участниками этих тренингов. Не было пределу нашему удивлению и восхищению работой будущих выпускниц. Мы даже немного завидовали им!

Но дело не только в успешном проекте. Катя и Лия говорили: «Для нас это был очень полезный опыт погружения в систему русского языка, так как впереди ЕГЭ. Отбирая материал для заданий, мы прорабатывали теорию на практике. Проверяя составленное, мы тренировали свою орфографическую зоркость. Объясняя другим различные системные тонкости русского языка, мы сами лучше их понимать. И теперь многие вопросы ЕГЭ стали для нас прозрачными!»

В этом году мы решили составить задания к тренингам подготовки ГРЯ в другой номинации.

«Школьная грамотность» – одна из самых сложных номинаций – предполагает написание диктанта и выполнение «обратных» заданий по тексту: найти слово по предложенной транскрипции или предложение заданной синтаксической конструкции, выбрать часть речи по заданным признакам, выделить синонимичную пару к фразеологическому обороту и др. Мы привыкли разбирать слово по составу, делать морфологический или фонетический разбор слов, а тут, чтобы найти предложение или слово по заданной схеме или признакам, нужно пройтись по всему тексту и по ходу чтения анализировать практически все слова и предложения (еще и время ограничено!)! Справиться с таким заданием поможет не столько заложенная система знаний по русскому языку, но и высокая избирательность внимания!

На тренингах мы делились полезными советами, интересными приемами, позволяющими быстро и грамотно выполнить задания, учили находить коварные языковые «ловушки», легко проходить опасные места. Мы старались показать, насколько интересна языковая система, как важен в ней каждый раздел, раскрыть секреты русского языка и увидеть его красоту.

Проблематика нашего проекта – засорение русского языка иностранными словами, низкий уровень культуры речи, бездумное использование слов и выражений, разрушение норм русского литературного языка. 

Проект посвящен подготовке школьников 5-7 классов к олимпиаде ГРЯ в номинации «Школьная грамотность». Продуктом (целью) проекта является сборник заданий.

Решая задачи проекта, мы:

- изучили типы и особенности заданий ГРЯ в номинации «Школьная грамотность»;

- составили задания на предметном материале 5-8 классов (под руководством учителя русского языка);

- апробировали задания, провели тренинги подготовки к ГРЯ в 5-8 классах;

- провели анализ результатов сложности выполнения и сложности составления заданий и сделали выводы;

- составили сборники по подготовке к ГРЯ в номинации «Школьная грамотность» для учащихся 5-8 классов. 

Предлагаем образец наших заданий:

5 класс. Номинация «Школьная грамотность».

Задание. Часть 1. Вставьте пропущенные орфограммы, проставьте знаки препинания.

1) В этот год ос…нь выдалась поз…ней, и старый фермер бе…покоился, хватит ли п…риода ни…ких т…мператур его тюльпанам чтобы набрать силу.

2) В отличие от не…о, все ост…льные об…татели фермы были довольны что зима давала им отсрочку: п…левые работы закончились домашн…… заготовки были …деланы  инструмент починен, и, завершив дневную р…боту загоном к…ров с па……бища в стойла, можно было просто порадоват…ся последн…… теплым денькам ух…дящего года.

3) Да и сам фермер любил в…черами усест…ся на крыльце пл…сти к…рзины или д…лбить д…ревянные б…шмаки, наблюдая за тем, как его мла…шая доч… игра…т во дв…ре с с…бакой.

4) Эту друж…любную собаку неизве……ной породы доч… совсем (не)  давно подобрала на дорог.., и, хотя для пользы дела фермер предпоч…л бы зав…сти ст…рожевого пса, он, как и остальные домочадцы, быстро полюбил эту собаку за её пр…ветливый нрав и г…товность откликнут…ся на первый зов.

5) Под з…млей на гря…ках в преддверии пр…бл…жающейся зимы луковицы тоже насл…ждались последними порц…ями тепла, не успевшего выв…тр…ться из все еще мя…кой и влажной з…мли.

Часть 2.  Выполните задания, используя текст.

1. Запишите слова по их транскрипции:

[у с’ эʹ с ц ъ] – ...

[з ъ г ʌ т ό ф кʹ и] – ...

[п рʹ ь т п ʌ ч ό л] – ...

2. Выпишите из текста слово/слова, в составе которого/которых 2 корня: ...

3. Выпишите из текста слово/слова с орфограммой «непроизносимый согласный» – ...

4. Выпишите из текста: синонимы к словам:

 накануне – ...

неведомой – ...

5. Выпишите из текста антоним к словам испорченный, поврежденный: ...

6. Выпишите из текста слово, к которому подойдут эпитеты: красавица, матушка, седая, лютая – ...

7. Выпишите из текста слово по его грамматическим признакам: Существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2 склонения, во множественном числе, винительном падеже, в предложении является обстоятельством – ...

8. Выпишите из предложения №2 словосочетания существительное + существительное: ...

9. Запишите номер предложения, в котором одна грамматическая основа: № ...

10. В каком предложении есть синоним к фразеологизму «без роду, без племени»? № ...

В нашем классе к предмету русский язык относятся очень серьезно: мы добиваемся высоких результатов, стараемся разобраться в материале, понять место каждой темы в стройной системе русского языка. Мы – участники различных олимпиад по русскому языку: Познание и творчество, Изумруд, Московская филологическая олимпиада, Традиционная олимпиада по лингвистике, Плехановская олимпиада и, конечно же, наша Ломоносовская олимпиада «Грамотный русский язык»!

Составляя задания, мы учились разбираться в сложных лингвистических вопросах, понимать закономерности и исключения каждой темы, разгадывать секреты пунктуации. Оказалось, совсем не просто составить сложное и интересное задание, расставить ловушку, подобрать нужные слова. Тексты для своих работ мы взяли из произведений современного писателя Марины Варвариной. В процессе работы мы пользовались словарями Синонимов и антонимов русского языка, Словарем фразеологизмов и Словообразовательным словарем.

Сейчас мы редактируем Сборник «Школьная грамотность» и работаем над рекомендациями участникам олимпиады «Грамотный русский язык». А в следующим году хотим выступить ведущими тренингов к номинации «Школьная грамотность»!

 

Список литературы:

1. Восхитительные Подробности / Марина Варварина. М: Эрарта, 2021 – 402 с.

2. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. – М: АЙРИС-пресс, 2020. – 576 с.

3. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. Издание 3-е / О.В. Михайлова. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010 – 599 с.

4. Фразеологический словарь русского языка. Издание 2-е / М.И. Степанова. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2020 – 608 с.

 

. . . . .