Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование навыка смыслового чтения

Дата публикации: 2024-03-28 11:31:15
Статью разместил(а):
Смирнова Е.А.

Формирование навыка смыслового чтения

Автор: Дорохова Александра, ученица 7 класса

Руководитель проекта: Смирнова Е.А.

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

 

Аннотация: Современное образование формирует у школьников навык смыслового чтения, умения осмысленно подходить к прочитанному, умению анализировать и структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, а также навык проектно-исследовательской деятельности. В статье показана важность практической и мотивационной составляющей школьного проекта, эффективность его организации и результативность его участников.

Ключевые слова: образовательная технология «ИнтеллекТ», смысловое чтение, школьный проект, уроки истории, подготовка к олимпиаде, лингвистические олимпиады.

 

За последнее время отношение к чтению сильно изменилось. Если раньше основным источником знаний считали книги, то сейчас, к сожалению, они уходят на второй план. Современные школьники большую часть своего времени проводят в виртуальном мире, где мало внимания уделяется чтению и грамотному русскому языку. Мириться с этим трудно, так как чтение всегда играло важную роль: чтение - один из главных способов развития человека, его воспитания и образования. Книга – главный источник знаний.

Навык чтения является фундаментом всего образования, но сегодня выявилась острая проблема, проблема смыслового чтения. Она становится одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Когда школьник владеет смысловым чтением, то у него развивается устная и письменная речь, он успешен в своей учебной деятельности.

Смысловое чтение – это процесс, направленный на смысловое восприятие, понимание, извлечение, анализ и структурирование информации из текста. Проблема смыслового чтения является наиболее значимой для предметов гуманитарного цикла. В решении данной проблемы помогает Образовательная технология «Интеллект».

Существует немало эффективных приемов рационального чтения и рациональной обработки информации, которые используются на уроках и в жизни. Исходя из анализа существующих приемов и технологий, появилась цель проекта по созданию сборника тренировочных работ по формированию навыка смыслового чтения на материале истории для учащихся 5 классов.

Почему же история? На мой взгляд, история – один из интереснейших предметов, помогающих нам по-новому взглянуть на окружающий мир, извлечь уроки прошлого, лучше понять людей и общество. Не всегда можно запомнить все факты за один урок, поэтому возникла идея составления сборника тренировочных работ именно по этому предмету, который бы поспособствовал усвоению интересных исторических фактов.

Основными задачами проекта были:

1. Подбор информации. 

2. Анализ текстов для составления заданий. 

3. Выбор типов заданий по смысловому чтению по образовательной технологии «ИнтеллекТ». 

3.  Составление заданий. 

4. Редактирование заданий.  

5. Печать сборника в типографии. 

Результатом проектной работы стал сборник упражнений, направленных на формирование навыка смыслового чтения у пятиклассников. Данный сборник дает возможность использования его в обучении школьников как на уроках, так и самостоятельно.

В процессе выполнения проектной работы я научилась работать с большими объёмами информации и выделять основную и второстепенную информацию, анализировать, структурировать и обобщать, а также самостоятельно составлять развивающие задания по образовательной технологии «ИнтеллекТ».

Предлагаю образец заданий, вошедших в сборник:

Задание 1.

А. Выберите из предложенных вариантов правильное утверждение о том, какими свойствами обладает глина. 

1. Глина – хрупкий материал, боится влаги, в глиняных сосудах можно хранить только сыпучие продукты.

2. Глинистая почва становится твёрдой, как камень, в местах, где горел костёр.

3. На глиняные изделия невозможно нанести орнамент.

Б. Выберите из предложенных вариантов ложное утверждение.

1. На мысль изготавливать глиняные изделия, людей навели наблюдения.

2. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде.

3. В изготовлении своего гнезда, ласточка использует только глину. 

Задание 2. Расставьте предложения по порядку. Номера предложений впишите в таблицу.

1. Например, знаменитые древнегреческие вазы амфоры.

2. Глина не гниёт и не горит, поэтому многие из них дошли до нас.

3. Самыми распространёнными находками археологов являются изделия из обожжённой глины.

4. Они расписаны традиционными греческими орнаментами и чаще всего изображают сцены из мифологии.

5. Такие изделия принято называть керамикой.

Ваш ответ:

№ 

3

5

2

1

4

+/-

 

 

 

 

 

 

 Задание 3. Во втором столбце таблицы записаны утверждения по тексту. Запишите напротив истинных «И», а ложных «Л».

№ 

                              Утверждение

И/Л

+/-

1

Глина издавна служила материалом для многих предметов быта.

И

 

2

Первые глиняные сосуды были хрупкими и легко портились.

И

 

3

Из глины можно изготовить изделие любой формы.

Л

 

4

Грузила для рыболовных сетей, катушки для ниток, бусы, пуговицы изготавливаются только из глины. 

Л

 

5

Керамические изделия изготавливаются из обожжённой глины.

И

 

6

Глину начали использовать 1000 лет до н. э.

Л

 

7

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. 

И

 

8

Изделия из глины вошли в обиход около 500 лет. до н. э.

Л

 

9

Глина служит строительным материалом не только людям, но и ласточкам.

И

 

10

Керамические изделия легко горят.

Л

 

 Задание 4. Рассмотрите аналогии. Определите тип аналогий. В предложенном списке проставьте возле каждой пары аналогий номер соответствующего типа.

ТИПЫ АНАЛОГИЙ:

1. Керамические изделия – амфоры (целое – часть)

2. Глиняная ваза – керамические бусы (глиняное изделие – керамическое изделие)

3. Изделия из обожжённой глины – керамические изделия (совпадение понятий)

4. Наблюдение человека за твердением глинистой почвы, после огня – появление керамических изделий (причина – следствие)

5. Ласточка – гнездо (объект – место)

№ 

                                  Аналогия

тип

+/-

1

учёные, проводящие раскопки – археологи

3

 

2

глина – глиняная почва

5

 

3

изделия – глиняные вазы

1

 

4

упрочнение глины при высыхании – малая вероятность повреждения изделия

4

 

5

Глиняные фигурки – керамические статуэтки

2

 

 

 Задание 5. Дополните логические сетки недостающим понятием. Напишите названия трёх групп понятий.

1. Династии. 2. Времена. 3. Вклад в строительство стены.

Династия Мин

14-17 век н. э. 

Восстановление Китайской стены

Династия Хань

9 век до н. э .

Достройка стены на запад

Династия Цинь

3 век до н. э.

Проект Китайской стены

                                                  

. . . . .