Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Примеры-аргументы. Сочинение 13.3. Основной государственный экзамен

Дата публикации: 2024-03-11 19:35:53
Статью разместил(а):
Юшманова Алла Анатольевна

Примеры-аргументы. Сочинение 13.3. Основной государственный экзамен

Автор: Сайфутдинова Диана Раисовна

9 класс МАОУ «Натальинская СОШ», пгт. Натальинск, МО Красноуфимский округ

Руководитель: Юшманова Алла Анатольевна

 

Аннотация: В статье представлено учебное пособие по русскому языку, составленное на основе рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Пособие адресовано выпускникам 9 класса.

Ключевые слова: учебное пособие, нравственные понятия, литературные аргументы.

 

Тема нравственности является сквозной для русской литературы.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами 

Учебное пособие включает 11 нравственных понятий, состоит из таких разделов, как заголовочное слово-понятие, толкование понятия, пример из произведения, иллюстративный материал. Учителя и обучающиеся могут использовать данные материалы на уроках литературы, при подготовке к экзамену по русскому языку.

При работе над экзаменационным сочинением 13.3 обучающимся необходимо продемонстрировать умение выразить личностно-эмоциональное отношение к теме сочинения. В качестве темы предлагается то или иное нравственное понятие. Примером-аргументом может стать фрагмент из художественного произведения. Но для этого необходимо прочитать немалое количество книг и хорошо в них разбираться.  На сегодняшний день в помощь обучающимся предлагаются сборники с аргументами из разных произведений, но нет пособия, в основе которого были бы примеры только из одного произведения.  Создание такого учебного пособия на основе анализа рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» стало бы неоценимым помощником  для выпускников.

Бескорыстие

Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять и приобретать богатства; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Аргумент из литературы

В чём проявляется бескорыстность? На этот вопрос даёт ответ В.Г. Распутин в своём произведении «Уроки французского». Лидия Михайловна работала в школе учителем французского языка. Молодой преподавательнице было важно не только дать ученикам необходимые знания, но и воспитать в них человеческие качества. Поэтому она не смогла не обратить внимания на то, что один из её учеников был жестоко избит. Оказалось, что мальчик, недавно переехавший из деревни, катастрофически нуждался в деньгах на еду, и для заработка начал играть в азартные игры с одноклассниками. Учительница приняла решение помочь герою, пригласив его к себе домой под предлогом дополнительных уроков французского языка. Но главной её целью было накормить его. Чтобы убедить гордого ребенка взять деньги, Лилия Михайловна стала играть с учеником на деньги, и за это учительница была уволена. Героиня потеряла работу, но смогла помочь мальчику.

Лидия Михайловна – бескорыстный человек, ведь она действительно не преследовала никаких интересов, поддерживая ученика, попавшего в беду. Таким образом, бескорыстность – важное качество человека, позволяющее ему помогать окружающим, не думая о собственной выгоде.

2607 01

Гордость

Гордость – это чувство собственного достоинства. Гордый человек не станет унижаться перед другими, просить о чем-то. Гордый человек должен быть сильным, ведь ему в одиночку приходится справляться со всеми трудностями, встречающимися на пути.

Аргумент из литературы

Гордость главного героя проявляется в его желании учиться, получить образование и "выйти в люди". Это заставляет мальчика, даже ещё не подростка, а ребёнка, пойти на тяжёлые испытания, покинуть родной дом и жить практически полуголодным.

Конечно, гордость есть и у учительницы, которая является настоящим человеком, которая не согласна с порядками в школе, но, тем не менее, не унижается и остаётся самой собой. Учительница не смиряется с косностью и чёрствостью директора и уходит из школы.

2607 02

Доброта

Доброта— это одно из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности. Если человек способен к сопереживанию, обладает желанием прийти на помощь другому, готов бескорыстно служить людям, мы говорим о нем, что это добрый человек.

Аргумент из литературы

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», которые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, В. Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Учительница  видела, что Володя, её ученик, начал играть на деньги, чтобы купить себе еду. Тогда она стала играть с ним сама, потому что по-другому он бы денег не принял и ходил бы голодным. И пусть она осталась без работы, но она помогла мальчику. И это – ценой своей репутации и работы, своего места, ведь ей пришлось даже уехать. Но главное – это её добрый и благородный поступок во благо ребенку.

2607 03

Драгоценные книги

Как Вы понимаете значение словосочетания «драгоценные книги»? Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Они формируют у людей разные взгляды на жизнь, делают нас непохожими на других. Они стали путеводной звездой читателя, на всю жизнь определили его идеалы, сформировали мировоззрение, заложили основы нравственности. Такие книги являются другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Они объединяют прошлое, настоящее и будущее.

Аргумент из  литературы

Драгоценные книги – это произведения, которые стали нашими верными друзьями и помогли во многом разобраться, найти ответы на волнующие вопросы. В драгоценных книгах очень просто и понятно преподносятся различные нравственные проблемы. Такие книги должны быть у каждого, ведь именно благодаря им в человеке закладываются основы нравственности. Впечатления, связанные с драгоценными книгами,  надолго остаются в памяти людей.

Рассказ «Уроки французского» тоже можно назвать драгоценной книгой, потому что эта книга учит доброму. Лидия Михайловна, учительница французского языка, является образцом для подражания. Она преподнесла уроки доброты и гуманизма, показала мальчику, что даже в самые суровые времена есть люди, готовые протянуть руку помощи. 

Мне очень понравился рассказ «Уроки французского», и я советую прочитать его своим сверстникам. Познакомившись с главным героем, они узнают, что любые трудности можно преодолеть, если у тебя есть цель. А уроки доброты и человечности, которые преподала своему ученику Лидия Михайловна, должны стать главными уроками в их жизни.

В моей школе учителя дают нам знания, вкладывают  в нас душу, стараются научить жить по совести, вырастить из нас хороших и честных людей.

Таким образом, роль драгоценных книг в жизни каждого человека очень велика.          

Заботливость

Заботливость  — это желание помочь, облегчить жизнь близкому человеку или обеспечить ему комфорт. Заботливость не может существовать без чуткости, щедрости, внимательности.

Аргумент из литературы

Обратимся к произведению В. Г. Распутина «Уроки французского», в котором также раскрывается тема заботы. Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной к проблемам своего ученика. Заметив синяки на лице мальчика, она поняла, насколько ему необходима помощь взрослого человека. Учительница пригласила его к себе домой заниматься французским языком и постаралась накормить. После нескольких уроков Лидия Михайловна предложила сыграть на деньги, она хотела дать мальчику возможность «заработать» средства на еду. Об азартных играх преподавательницы и ученика узнал директор, Лидия Михайловна была уволена. И все же учительница смогла позаботиться о главном герое произведения, она сделала всё, что было в её силах, чтобы избавить мальчика от голода. Таким образом, забота – это неравнодушие к проблемам окружающих, позволяющее одному человеку оказать необходимую поддержку тому, кто в ней по-настоящему нуждается.

2607 04

Ответственность

Ответственность - это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других. 

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.   

Аргумент из литературы

В рассказе «Уроки французского» мальчик из сибирской глубинки, которого мать смогла отправить учиться "в район" после начальной школы, понимает свою ответственность за успешную учёбу. Он продолжает учиться отлично, прийти с невыученными уроками для него невозможно.

В одном из эпизодов рассказа мальчик бежит со слезами за отъезжающей машиной, в которой находится  мама. Но, когда она, сжалившись, хочет забрать сына в деревню, мальчик убегает, вернуться к односельчанам неучем, ему стыдно и невозможно. Он готов терпеть, но не опозорить себя и маму.

Мальчику трудно и голодно, как всем в послевоенные годы. Его положение осложняется оторванностью от семьи, а в той семье, где он получил приют, даже присланные мамой продукты кто -то подворовывает. Он не смеет жаловаться, иначе где ему жить? Единственное, что мальчик допускает - прячет часть картошки в заброшенной сараюшке, берёт понемногу и печёт за посёлком на костре.

Самопожертвование

Самопожертвование — это полная готовность жертвовать своими личными интересами и чувствами во благо других людей, при этом ничего не ждать взамен. Добровольно отказаться от собственных удовольствий и личных целей может только сильный человек, который в данном случае называется жертвой. 

Аргумент из литературы

На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в «замеряшки» на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

2607 05

Сострадание

Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям. 

Сострадание – это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.

Аргумент из литературы

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» раскрывается множество тем, в том числе проблема сострадания. Главный герой произведения испытывал материальные трудности. Мальчик жил у родственницы, но денег на еду совершенно не хватало. Он прекрасно понимал, что получить деньги он сможет лишь собственным трудом. Вместе с одноклассниками герой произведения начал играть в «чику». Мальчик никогда не поддавался азарту и всегда, выиграв один рубль, принимал решение выйти из соревнования. Одноклассникам не нравилось такое поведение, они избили главного героя. Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной к неприятностям, с которыми пришлось столкнуться её ученику. Она решила самостоятельно помочь мальчику. Позвала к себе домой, начала заниматься с ним французским языком. Но простыми занятиями Лидия Михайловна ограничиться не могла, её главной целью стало накормить ученика, который из гордости не брал угощений. В результате она сама начала играть с мальчиком в азартную игру, конечно, ему поддаваясь. Лидия Михайловна обладала состраданием, ведь она пожертвовала собственной работой и деньгами ради помощи ученику. Таким образом, сострадание – это уникальное качество личности, благодаря которому человек способен сопереживать и сочувствовать окружающим, поддерживать их и заботиться не только о своём благополучии, но и о счастье других. 

Справедливость

Справедливость – это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

Справедливость — это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком. Справедливость - правда.

Совершил хороший поступок – значит, достоин награды и похвалы. Сделал что-то антиморальное и противозаконное – получи наказание.

Справедливый человек – это человек, который всегда придерживается правды, несмотря на любые обстоятельства. 

Аргумент из литературы

В рассказе В. Распутина «Уроки французского»  справедливым человеком была учительница французского языка Лидия   Михайловна. Ребята в классе подсмеивались над главным героем, особенно выделялся Тишкин, который без зазрения совести   выдал «тайну» мальчика о том, что тот дрался с Птахой и Вадиком. Тишкин только прикидывался другом, на самом деле оказался лицемером и подхалимом. Лидия Михайловна не одобрила поступок Тишкина и поэтому вызвала его к доске. Это такое  справедливое «наказание» за подлый поступок. Главного же героя она попросила остаться после уроков и объяснить причину  драки.

Учитель

Учитель - особая профессия. Учитель воздействует на духовный мир человека. Результат труда учителя - будущее человека - виден не сразу, поэтому учитель должен верить в каждого ученика. Учитель играет важную роль в воспитании и становлении ребенка. Даже став взрослым, дети ощущают на себе взгляд Учителя, словно он хочет убедиться, идут ли его ученики в правильном направлении.

Аргумент из литературы

Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты и сочувствия, которые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Человечность

Человечность – это любовь ко всему живому, умение чувствовать чужую боль как собственную, умение победить эгоизм и подумать о ближнем, это помощь нуждающемуся. Человечность проявляется прежде всего в поступках. Самым ярким проявлением человечности, на мой взгляд, является помощь.

Аргумент из литературы

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна поступает гуманно по отношению к своему ученику. Она играет с ним на деньги втайне, понимая, что тот голодает. Даже когда учительницу увольняют из-за этого, она продолжает помогать ему, отправляя посылки с продуктами. Она недолго учит его французскому, однако главные уроки, которые дает Лидия Михайловна – это уроки доброты и человечности, которые главный герой запомнит на всю жизнь. 

 

Список литературы:

1. Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.

2. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. И.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз., 1990.

 

. . . . .