Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль семьи в воспитании младших школьников

Дата публикации: 2022-10-22 17:19:36
Статью разместил(а):
Юровская Наталья Юрьевна

Роль семьи в воспитании младших школьников

Автор: Юровская Наталья Юрьевна

МБОУ "СОШ "Гимназия № 45", г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье раскрываются процессы в системе образования, когда на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: семья, мотивация, воспитание, взаимодействие, родители.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось приоритетом в воспитании. Но наиболее актуальным это стало в последнее время. В современной экономической ситуации многих родителей беспокоит, прежде всего, материальное и финансовое благополучие семьи, проблема воспитания детей уходит на второй план. И часто родители перекладывают эту миссию на педагогов школы. Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие, нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным.

Повышение мотивации современной семьи к осуществлению воспитания детей требует от педагогической науки и практики разработки научно-методического обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и семьи, а также психолого-педагогического сопровождения семьи в решении задач воспитания. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.

Анализ современного состояния работы школ в направлении воспитания подрастающего поколения показал, что существующий формально-административный подход школы к организации сотрудничества с семьей, недостаточное владение педагогами содержанием, формами и методами взаимодействия с родителями, не способствуют обеспечению результативности процесса воспитания школьников. Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей указывают многие исследователи: П.П. Блонский, А.Я. Варга, П.Ф. Вирениус, Л.С. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.И. Захаров, С.А. Золотарев, П.Ф. Каптерев, Т.В. Кравченко, А.С. Макаренко, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, О.Л. Хромова и др.

В психолого-педагогической литературе проблеме взаимодействия педагогов и родителей, обучающихся младшего школьного возраста уделяется недостаточное внимание, хотя именно в этого период ребенок вступает в новые межличностные отношения, активно включается в процесс учебной деятельности, т.е. начинается новый этап становления личности.

Проблема взаимодействия семьи и школы – проблема современного образования и общества в целом. Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение.

До поступления ребенка в школу родители выступают его первыми и основными воспитателями. Результативность деятельности школы по обучению и воспитанию обучающихся во многом зависит от того, насколько плодотворно выстроено сотрудничество педагогов с родителями.

Большинство ученых определяют взаимодействие школы и семьи как социально-педагогический процесс, который затрагивает различные  проблемы современности, в частности – формирование социальной активности у подрастающего поколения.

В современном образовательном процессе выделяются следующие актуальные тенденции сотрудничества семьи и школы:

 – осознание важности тесной интеграции семьи и школы для получения качественного результата взаимодействия;

– разработка научной основы психолого-педагогического взаимодействия, опирающейся на принципы и положения современной педагогической науки;

 – рассмотрение сотрудничества семьи и школы как социально-деятельностной системы, действующей по законам функционирования дея-тельностных систем;

– разработка теории эффективного управления системой педагогического взаимодействия школы и семьи;

– обоснование системно-деятельностного подхода к организации взаимодействия семьи и школы в современных условиях.

Сегодня перед российской образовательной системой стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и педагогов, разработки технологий и форм для восстановления воспитательного потенциала семьи; развития семьи как общественной, личностной и государственной ценности. Ученые и педагоги указывают на необходимость разработки программ психолого-педагогического сопровождения семьи для решения воспитательных задач.

Для этого необходимо проводить ряд мероприятий по просвещению родителей, их психолого-педагогической подготовке, целью которых является построение качественно новых отношений между двумя социальными институтами – школой и семьей.

Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

 – родительские собрания (в основном в форме лекции, обсуждения тем успеваемости, поведения обучающихся);

– участие родителей в Попечительских и Управляющих советах, создаваемых согласно Закону об образовании;

– организация дежурства родителей на различных школьных мероприятиях;

– проведение совместно с детьми праздников (часто по готовому сценарию и в основном в начальных классах) и т.д.;

– участие родителей в родительском комитете класса или школы.

Используя традиционные формы взаимодействия с семьей, педагоги из года в год наблюдают одну и ту же картину: каждый раз желающих родителей войти в родительский комитет, поучаствовать в школьном мероприятии, становится все меньше и меньше. Наблюдается кризис традиционных форм сотрудничества родителей с педагогами. В связи с этим, актуальной проблемой, стоящей перед школой, является разработка новых действенных форм работы с родителями.

Для повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания применяют такие формы как «Родительский лекторий», «Университет педагогических знаний» и др. Родители сами выбирают тему мероприятия. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.

В последнее время достаточно эффективной формой работы с родителями являются родительские тренинги. Это активная форма работы, позволяющая родителям выявить и осознать проблемные ситуации в семье, изменить свое взаимоотношение с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Практикум – это современная форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В процессе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

В настоящее время популярными становятся такие формы взаимодействия семьи и школы, как «мозговой штурм», круглый стол, онлайн вебинары. К формам индивидуальной работы относятся: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Эффективной индивидуальной формой работы педагога с семьей является посещение семьи, в процессе которой учитель знакомится с условиями жизни ученика, его интересами и склонностями, взаимоотношениями с родителями, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Индивидуальные тематические консультации применяются при решении той или иной проблемы. Консультации полезны как для них самих родителей, так и для педагога. При этом родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем обучающегося.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы – это целенаправленная совместная деятельность родителей и педагогического коллектива, направленная на создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, воспитания всесторонне, гармонично развитой личности.

Проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка имеет продолжительную историю изучения. Взаимодействие школы и семьи представляет собой социально-педагогический процесс взаимообусловленных действий семьи и школы, где отдельное действие одного из участников взаимодействия вызывает ответные действия другого, который затрагивает различные проблемы современности, в частности – формирование социальной активности у подрастающего поколения.

Сегодня перед российской образовательной системой стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и педагогов, разработки технологий и форм для восстановления воспитательного потенциала семьи; развития семьи как общественной, личностной и государственной ценности.

 

Список литературы:

1. Артемьева Е.Н., Каретникова, У.Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС // Вестник по педагогике и психологии Юж-ной Сибири.– 2014. – № 2. – С. 33-36.

2. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // До-школьное воспитание. - 2008. - № 4. – С.103-105.

3. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка//СПО.- 2009. - №5- С.29-31.

4. Коробкова В.В. Семейный клуб как форма партнерского взаимо-действия школы и семьи младших школьников // Центр научного сотрудниче-ства «Интерактив плюс». – 2015. – № 9. – С. 22-26.

5. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной,  Е.О. Смирновой. -М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.

 

. . . . .