Формирование ИКТ-компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Автор: Ведерникова Алена Владимировна
МБОУ «Голубинская СОШ Новооскольского городского округа», Белгородская область
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». А.П. Семёнов.
Информационно коммуникационные технологии или ИКТ — технологии, связанны с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией.
Интенсивное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-компетентности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ-компетентности.
С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:
1) сбор и хранение информации;
2) поиск информации;
3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
4) организация и представление информации;
5)создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
6) планирование информации, коммуникация;
7) моделирование;
8) проектирование;
9) управление.
В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.
Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Также можно отметить, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; развивающее обучение; интернет-технология; проблемное обучение; вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.
ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Информатика в начальной школе не ведётся как предмет. В МБОУ «Голубинская СОШ» есть учебный курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики». На этих занятиях учащиеся знакомятся со средствами ИКТ, гигиеной работы с компьютером, технологией ввода информации в компьютер: вводом текста, рисование на графическом планшете и т.д.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» реализуется средствами и других учебных предметов.
На уроках русского языка использую различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), что способствует пониманию и переводу графической информации в устную.
На уроках литературного чтения пробую применять мультимедиасообщения. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере.
На уроках математики я применяю математические знания учащихся и их представления в сочетании с методами информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
На уроках окружающего мира фиксируем информацию о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
На уроках ИЗО знакомлю с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, натурной мультипликации, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств личности.
Список литературы:
1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
2. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
М.: Просвещение, 2011.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.Народное образование, 2008.
4. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.