Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2023-01-13 05:18:17
Статью разместил(а):
Ведерникова Алена Владимировна

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Автор: Ведерникова Алена Владимировна

МБОУ «Голубинская СОШ  Новооскольского городского округа», Белгородская область  

 

«Научить человека жить в информационном мире –  важнейшая задача современной школы». А.П. Семёнов.

 

Информационно коммуникационные технологии или ИКТ — технологии, связанны с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией.

Интенсивное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-компетентности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя. 

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ-компетентности.

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5)создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование;

9) управление.

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя. 

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Также можно отметить, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями  является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; развивающее обучение; интернет-технология; проблемное обучение; вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. 

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Информатика в начальной школе не ведётся как предмет. В МБОУ «Голубинская СОШ» есть учебный курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики». На этих занятиях учащиеся знакомятся со средствами ИКТ, гигиеной работы с компьютером, технологией ввода информации в компьютер: вводом текста, рисование на графическом планшете и т.д.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» реализуется средствами и других учебных предметов.

На уроках русского языка использую различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), что способствует пониманию и переводу графической информации в устную.  

На уроках литературного чтения пробую применять мультимедиасообщения. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере.

На уроках математики я применяю математические знания учащихся и их представления в сочетании с методами информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

На уроках окружающего мира фиксируем информацию о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты. 

На уроках ИЗО знакомлю с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, натурной мультипликации, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств личности.

 

Список литературы:

1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.

2. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
М.: Просвещение, 2011.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.Народное образование, 2008.

4. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

 

. . . . .