Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий

Дата публикации: 2023-01-18 19:51:13
Статью разместил(а):
Есева Ирина Михайловна

Влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий

Автор: Есева Ирина Михайловна

МАОУ «Русская гимназия», г. Сыктывкар

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об исследовании группы учащихся начальной школы, цель которого выявить влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, школьная готовность.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно- этической ориентации определяют готовность ребенка к обучению.

Целью исследования явилось - выявить влияние уровня школьной зрелости на уровень сформированности универсальных  учебных действий нравственно-этической ориентации.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы с целью определения терминов «школьная зрелость», «уровень школьной зрелости»;

2. Определить термины «универсальные учебные действия», «универсальные  учебные действий нравственно-этической ориентации».

3. Подбор и апробация методик для выявления уровня школьной зрелости обучающихся;

4. Подбор и апробация диагностик на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий нравственно-этической ориентации обучающихся.

Более 100 лет назад были предприняты первые попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, “школьную зрелость”. Недостаточная “школьная зрелость”, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего связывается не с общим, а с частичным отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы. Прежде всего, это касается развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения.  Таким образом, "Школьная зрелость" (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.

Уровни школьной зрелости:

  1. «Школьнозрелые» - уровень психического развития соответствует норме, высокая способность к подражанию, высокая степень сформированности тонких двигательных координаций.
  2. «Среднезрелые» - общий интеллектуальный уровень развития ребенка имеет незначительные отклонения от нормы, средняя способность к подражанию, средняя степень сформированности тонких двигательных координаций.
  3. «Незрелые» - "Незрелые" дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться.

По А.Г. Асмолову «универсальные учебные действия» - это система действий учащегося, обеспечивающая :

- культурную идентичность,

- социальную компетентность,

- толерантность,

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативные. Нравственно - этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты:

1. Уровень выделения морального содержания поступка.

2. Уровень ориентации на просоциальное поведение.

3. Уровень развития моральных суждений.

4.  Уровни решения моральной дилеммы [1].

Для выявления степени школьной зрелости использован тест А. Керна в модификации И.Ирасека. [2]

Он содержит три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Каждое задание оценивается баллом от 1(наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Таблица 1. Результаты диагностики уровня школьной зрелости (в баллах)

 

ФИО ребенка

3адание 1

Цель: оценить общий интеллектуальный уровень ребенка

3адание 2

Ц: диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координации зрения и движений тонкой моторики рук

3адание 3

Ц.: диагностика развития глазомера, способность к подражанию

итого

Уровень школьной зрелости

Ученик 1

3

3

2

8

с

Ученик 2

3

3

3

9

с

Ученик 3

3

2

3

8

с

Ученик 4

3

3

2

8

с

Ученик 5

3

4

2

9

с

Ученик 6

3

2

2

7

с

Ученик7

3

3

2

8

с

Ученик 8

3

3

2

8

с

Ученик 9

4

4

2

10

н

Ученик 10

3

3

2

8

с

Ученик 11

2

3

1

6

с

Ученик 12

4

4

3

11

н

Ученик 13

3

4

2

9

с

Ученик 14

2

1

1

4

ш

Оценка:

3 -5 баллов – «школьнозрелые» (ш)

6-9 баллов – «среднезрелые» (с)

10-15 баллов – «незрелые» (н)

Для выявления уровня сформированности универсальных  учебных действий нравственно-этической ориентации применена индивидуальная беседа. (см. Таблица 2.)

Приложение 2. Таблица 2. Результаты диагностики уровня сформированности УУД нравственно-этической ориентации

 ФИО ребенка

Уровень выделения морального содержания поступка

Уровень ориентации на просоциальное поведение

 

Уровень развития моральных суждений

Уровни решения моральной дилеммы

Итого

Уровень ууд нэо

Ученик 1

3

3

3

3

12

в

Ученик 2

3

3

4

3

13

в

Ученик 3

3

3

3

3

12

в

Ученик 4

3

3

3

3

12

в

Ученик 5

3

3

3

3

12

в

Ученик 6

3

3

3

3

12

в

Ученик7

3

3

3

3

12

в

Ученик 8

3

3

3

3

12

в

Ученик 9

3

3

3

3

12

в

Ученик 10

3

3

1 (указание на власть, авторитет)

3

10

с

Ученик 11

3

3

0

3

9

с

Ученик 12

3

3

3

3

12

в

Ученик 13

3

3

3

3

12

в

Ученик 14

4

3

3

3

13

в

Оценки:

4-5 баллов – низкий уровень

6-11 баллов – средний уровень 

12-14 – высокий уровень.

Анализируя данные таблицы, видно, что в группе 2 % учащихся – «незрелые», 7% - «среднезрелые», 79  % - «школьнозрелые»; 14 %  учащихся имеют средний уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации, 86 % - высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень школьной готовности влияет на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации.

 

Литература:

1. Как проектировать УУД в начальной школе. Под редакцией А.Г.Асмолова. –Москва, «Просвещение», 2008. – с. 3,60,42

2. Ратанова Т.А. Общая психодиагностика. 1998. с.22-24.

 

. . . . .