Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация работы с репродукциями живописных произведений в начальной школе

Дата публикации: 2023-03-15 02:30:29
Статью разместил(а):
Жилинскас Елена Викторовна

Организация работы с репродукциями живописных произведений в начальной школе

Автор: Жилинскас Елена Викторовна

МБОУ "Гимназия № 46 г. Кирова"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как организовать работу с репродукциями живописных произведений в начальной школе на уроках окружающего мира, используя различные формы работы.

Ключевые слова: живописное произведение, репродукция картин, беседа по картине.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

«Дитя мыслит образами, звуками, красками». К.Д. Ушинский.

Учащиеся начальных классов встречаются с репродукциями живописных произведений на разных уроках: русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.    

Система работы с произведениями живописи на уроках окружающего мира нацелена на расширение представлений младших школьников о природных и социальных явлениях средствами изобразительного искусства, развитие эстетического вкуса и связной выразительной речи. В каждый раздел учебника «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой по программе «Начальная школа ХХI века» включена рубрика «Картинная галерея», состоящая из репродукций картин известных художников, вопросов к ним и  пояснительных текстов. Цель работы с материалами рубрики «Картинная галерея» - показать учащимся, что одно и тоже явление окружающего мира может рассматриваться с разных точек зрения (художник - цветом, композитор - звуком, поэт - словом). Большая часть репродукций  рубрики «Картинная галерея» – это пейзажи, посвящённые природе России, её полям, лесам, водоёмам. Эти произведения передают любовь художников к своей Родине, учат наблюдать изменения в окружающем мире, замечать красоту явлений природы во все времена года, удивляться тому, что окружает человека.   

Репродукции картин на уроке – это не просто наглядное пособие, а его органичная часть. Беседы по картинам помогают формировать у младших школьников умение понимать и чувствовать красоту, окружающего  мира, воспитывать у детей художественный вкус. Основная задача рубрики «Картинная галерея» состоит в том, чтобы расширить культурный кругозор школьников, научить детей речевому общению, наполнить обучение эмоционально-нравственными переживаниями. Дети мыслят конкретно, поэтому познание ими мира через искусство, через картины и образы происходит более эффективно. Картины  помогают сосредоточить внимание на определённой теме, приучают к последовательности в изложении мыслей. 

В ходе беседы по картине, учитель не только объясняет её содержание, но и формирует умение понимать замысел художника, его настроение, средства, которыми художник передаёт зрителю свои мысли и чувства, т.е. художественный язык произведения. Так на уроке по теме: «Явления природы» (1 класс) дети знакомятся с репродукцией картины И.К. Айвазовского «Морской берег. Прощание».

Рассмотрите репродукцию картины И.К. Айвазовского «Морской берег. Прощание». Какое явление природы привлекло внимание художника? [ Закат на море]

Как вы думаете, почему?

Многие люди любят смотреть на закат. Это время спокойствия и ожидания нового дня. А нравится ли вам смотреть на закат?

Если бы вы находились на берегу этого моря, что бы вы чувствовали, глядя на закат?

Произведения живописи, как источники  ярких впечатлений, воздействуют  на эмоции детей. Выяснение собственного отношения к картине приучает детей к сознательному восприятию произведений искусства. Главная цель беседы по картине - это «подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые использовал автор для его достижения» (Н.Ф. Виноградова).

В ходе таких бесед у детей идёт формирование умения участвовать в диалоге, составлять описательный и повествовательный рассказ. Беседы по картинам, переходящие  в учебный диалог, строятся  на коллективном  обсуждении, «открытии» новых знаний, обмене мнениями. При коллективном обсуждении живописных работ, учитель  направляет внимание детей на характер образа, решение сюжета, композиционные моменты, колорит работы. Использование  во время разговора с детьми вопросов, связанных со словами «почему», «зачем», «когда», развивает  интеллектуальные способности и формирует умение строить рассуждение, ясно высказывать свои мысли, выражать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Картины, которые размещены в рубрике «Картинная галерея» дают большой познавательный материал. Дети видят образы русских людей прошлого и  их жизнь. Так изучая тему «О занятиях наших предков. Труд в сельской местности» (2 класс), детям предлагается познакомиться с репродукцией картины А. Пластова «Жатва». Хорошим методическим приёмом на этом уроке является «введение в воображаемую ситуацию», то есть создание возможности как бы войти в картину, представить себя реальным действующим лицом в данной обстановке, героем картины.

Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине. Что ты чувствуешь?

С картиной «В голубом  просторе» А.А. Рылова дети знакомятся в третьем классе на уроке по теме: «Птицы. Птицы рождены для полёта».

Картина «В голубом просторе» рассказ о птицах, природе, о любви живого существа к родному дому, родине, о стремлении всегда вернуться домой. Художник прекрасно передаёт простор и  раздолье. 

«Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой природы воспитала во мне художника-пейзажиста» - вспоминал А.А. Рылов о своём детстве.

На данном уроке используется приём «На выставке картин».

Давайте представим, что мы входим в Третьяковскую галерею. Проходим один зал, другой. И вот мы попадаем в зал, где видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину А.А. Рылова «В голубом просторе». Или может это не картина, а окно в мир, где царят свобода и вольный простор? Яркое голубое небо, залитое светом, лёгкие ажурные облака и возвращающиеся на родину птицы. Эта картина – фантазия, даёт  простор детскому воображению.

В процессе рассматривания картин у детей развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи  в соответствии с  замыслом художника. Они обращают внимание на то, что их больше волнует, интересует, что является новым, неожиданным. Именно в этот момент определяется отношение детей к картине, происходит формирование    собственного понимания данного произведения искусства. Работа с произведениями живописи известных художников играет огромную роль в  развитии эстетического восприятия детей, обогащает новыми знаниями и сведениями, способствует уточнению имеющихся у них представлений и понятий об  окружающем мире. 

 

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в произведениях искусства. М., Вентана-Граф, 2006.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 класс. М.Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методическое пособие. 3-4 класс. М.Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

4. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. М., Астрель, 2002.

5. Полынская И.Н. Методика обучения изобразительному искусству  в начальных классах. Организация уроков-бесед об изобразительном искусстве. Учебное издание. Нижневартовск, 2020.

 

. . . . .