Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Педагогические проблемы, которые серьезно волнуют современное общество

Дата публикации: 2023-06-22 12:48:30
Статью разместил(а):
Тютюнник Виктория Александровна

Педагогические проблемы, которые серьезно волнуют современное общество

Автор Тютюнник Виктория Александровна

МБОУ "СОШ "Школа будущего"

 

В нашей педагогической литературе есть совершенно удивительный роман о любви к учению и домашней работе. Он называется "Учение с увлечением", его написал замечательный писатель С. Соловейчик в конце 70-х годов прошедшего века. В нём увлекательно (потому что это роман для школьников) и вместе с тем теоретически совершенно обоснованно обсуждаются проблемы организации учеником своего умственного труда, воли, внимания, памяти.

И почему нет такого пособия для учителя: «Преподавание с увлечением»?

В нашей стране, как и во всем мире, система школьного образования находится на грани цивилизационного кризиса. В связи с этим назрела острая необходимость перемен во всей системе образования. Однако, чтобы эффективно их осуществить, необходимо разобраться в причинах существующего положения дел в системе школьного образования и постараться выявить наиболее оптимальные пути решения

Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него целенаправленно соответствующие компетенции, необходимые для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Учитель – профессия, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Связано это с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. 

В современном обществе существуют проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности каждый педагог. Среди них: 

1. Система подготовки педагогических кадров.

Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Реализовать эту цель могут только педагогические работники, которым присущи духовность, высокая мораль, культура, интеллигентность, гуманизм, профессиональная компетентность, творческое педагогическое мышление.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике. Сегодня основной акцент делается именно на школьном образовании, так как оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека.

Проблема подготовки педагогических кадров – одна из важнейших в современной системе педагогического образования. Особенно актуальной она становится в 2011 году в свете принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Задача повышения конкурентоспособности страны требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести: переход к информационному обществу; демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, а также к способности выходить из ситуации выбора без стресса; динамичные структурные изменения в сфере занятости.

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования.

Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения – это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций. Под инновациями мы понимаем успешно реализованное новшество (пригодное для внедрения или внедренное).

Для того чтобы школа России, могла перейти на качественно новый этап своей истории, необходимо её обеспечить профессиональными кадрами. И дело не в том, что «кадры решают все», дело в том, что качество кадров должно соответствовать качеству образования, и приводить к изменению качества школьной жизни, а также закладывать материальную основу школы. Для этого необходимо подготовить педагогические кадры способные к инновационной деятельности.

2. Отсутствие доверительных отношений между участниками педагогического процесса.

Важная проблема, с которой столкнулся современный педагог – потеря авторитета и доверия от учеников  к учителю, а также к учебнику - как к источнику информации. В первую очередь, это связано с приходом коммуникации и эпохи интернета, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше педагог был источником информации, сейчас же, он выступает в качестве организатора активной познавательной деятельности обучающихся. Действительно, в эпоху цифровых технологий, взаимодействие между учителем и учеником значительно снижается, поэтому современный ученик считает себя самостоятельным и понимает, что справится и без учителя, ведь вся нужная информация есть в сети.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса.

Развитие творческих взаимоотношений в педагогическом процессе связано с добровольным принятием учащимися стимулирующей роли педагога, которое проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. Однако такие взаимоотношения требуют определенных личностных параметров самого педагога. К их числу относятся духовный, нравственный облик, профессиональная компетентность, знание современной школы и передового педагогического опыта, педагогическая культура, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами.

3. Создание негативного образа педагога.

Еще одна трудность для современного учителя заключается в негативном представлении СМИ образа педагога. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитету, а зачастую воспринимают его с долей юмора и иронии, поэтому сейчас мало для кого учитель является важным наставником и помощником.

Преподаватель пытается сердце отдать детям, вложить в учеников душу, разум, а те, в свою очередь, отвечают безразличием и жестокостью. Учитель постоянно, придумывая разные методы и средства обучения, пытается завоевать интерес детей. Да, именно, завоевать, хотя раньше этого делать не приходилось. Дети были добрее, интересы у них были другие. Несколько лет назад мы верили в сказки, в чудеса! Но что же мы видим на уроках в настоящее время? От детской наивности, застенчивости, дружелюбия не осталось и следа. Некоторые ученики набираются наглости не посещать уроки, грубить, игнорируют замечания Учителя, срывают занятия.

Теперь учащихся не запугаешь ни плохими оценками, ни родителями. Откуда в их сердцах столько ненависти и жестокости? Ведь не тому их обучают на любом уроке. Ответ прост – из современной жизни, из СМИ, телевидения, из тех же убийственных компьютерных игр, в которые разрешают играть родители. Общество стало агрессивным, люди безучастными друг другу. Соответственно и дети, являясь ячейкой общества, ведут себя соответственно. Кроме этого, большинство проблем идёт из семьи.

Так как родители, не интересуются жизнью детей, занимаясь лишь своими делами. Каждому ребёнку хочется, чтобы его любили, ценили, но когда маме не до него, он всячески пытается привлечь её внимание к себе, отсюда и плохое поведение, и вредные привычки, и плохая посещаемость и неуспеваемость в школе. Ответ прост: толк в наших детях будет только тогда, когда и семья, и школа, и общество будут работать в комплексе. А если воспитанием ребёнка будет заниматься только преподаватель, а родители безучастно стоять в стороне, а общество постоянно проявлять агрессию и жестокость, тогда никакого толка от будущей личности мы не получим. 

4. Чрезвычайная занятость педагога административными обязанностями.

Здесь проблема состоит в том, что учитель не может уделять больше времени своим ученикам и заниматься личностным, профессиональным обучением и совершенствованием в карьере из-за большого количества «бумажной работы». 

5. Учитель и ученики стали говорить на разных языках.

Серьезное препятствие, с которым сталкивается современный педагог - учитель и обучающиеся стали говорить на разных языках

Это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление учащихся. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным». Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами. Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. Она становится крайне низкой.

Большинству современных детей стало трудно воспринимать информацию на слух. В 1980 году американский ученый Э. Тоффлер описал феномен “клипового мышления” как явления, которое характеризует эпоху информационного общества. Подросткам с «клиповым мышлением» сложно понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными знаковыми структурами. Данный конфликт влечет за собой такие дополнительные проблемы у учеников, как мотивация к обучению

6. Низкая мотивация к обучению у детей.

Формирование учебной мотивации обучающихся - одна из главных проблем современной педагогики. Основные причины низкой учебной деятельности - несформированность умений и навыков, пробелы в знаниях из-за частых пропусков уроков из-за болезни, недостаточная способность к логичному рассуждению и обобщению, низкий уровень воображения и восприятия. По мнению А.К. Марковой, управление формированием мотивов учебной деятельности труднее, чем формирование действий и операций. Автор считает, чтобы сформировать учебную мотивацию у обучающихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, и выбрать пути ее адекватного описания. 

7. Трудности в воспитательной работе.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя в школе - трудности в воспитательной работе с детьми. Дети не хотят слышать педагогов. Причины данного явления таковы: во-первых, с приходом технологий - учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они ощущают свою идентичность и в это же время принадлежность к глобальному пространству. На данный момент необходимы альтернативные формы и варианты взаимодействия между педагогом и учениками. Во-вторых, в корне сменилась система ценностей, которые пропагандируются в современном мире. На смену высоким духовным приоритетам и ценностям пришли «материалистические» ценности, которые связанны с повышением своего статуса и успеха. Традиционные же ценности обесцениваются. Поэтому, особое  значение заслуживают такие профессиональные качества педагога как: постоянное самообучение, повышение квалификации и личностное развитие. Все эти качества помогут педагогу идти в ногу со временем и быть не только интересным своим ученикам, но и стать для них уважаемой и значимой личностью в учебном процессе. 

8. Эмоциональное выгорание педагогических работников.

Одна из самых серьезных проблем в современной школе - эмоциональное выгорание педагогов. В исследованиях, проведенными Н.Е. Водопьяновой и В.В. Бойко выявлено, что чаще всего этой психологической проблеме подвержены люди старше 35–40 лет.  У учителей выявлена пониженная работоспособность, рост негативизма, усталости, раздражения 

В процессе  педагогической деятельности педагог влияет  на своих воспитанников. Этот факт общеизвестен. Но характер этого влияния напрямую зависит от внутренних свойств и качеств личности самого педагога, его профессиональной компетентности. Негативное влияние связано с недостатком или отсутствием  любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимания детской  психологии, а также возрастных и индивидуальных особенностей; повышенной загруженностью педагогической работы; психоэмоциональными перегрузками и стрессами в работе. Как следствие у учителей появляется эмоциональное выгорание и агрессия. От того как настроен учитель, как он умеет управлять собой, как он способен решить внутриличностные проблемы зависит не только как пройдет урок, но и школьная пора у ребенка.

Таким образом, вышеперечисленные проблемы в современной педагогике ясно показывают, что педагогическое сообщество переживает изменения в менталитете. В связи с этим, личность педагога требует пристального к ней внимания. Важна необходимость разработки организационно-технологического обеспечения и духовно-нравственного здоровья педагога.  

 

Литература: 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.

2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

 

. . . . .