Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Дата публикации: 2023-07-13 23:58:20
Статью разместил(а):
Трифонова Ольга Анатольевна

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Автор: Трифонова Ольга Анатольевна

МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова», ЗМР РТ

 

Аннотация: В статье раскрывается роль читательской грамотности в формировании развитой личности младшего школьника, предложены методы и приемы образовательных технологий, наиболее эффективных при формировании читательской грамотности. 

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, технология критического мышления, проблемного обучения, проектная, игровая технология. 

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». К.Д. Ушинский.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. 

Читательская грамотность – это  способность человека понимать и использовать тексты, размышлять  о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность» - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Уровни читательской грамотности 

Выделяют 3 уровня читательской грамотности:

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. 

Учитель начальных классов, опираясь на свой опыт и на приемы формирования читательской грамотности, занимается поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. В итоге сложилась система, которая направлена на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. Она включает в себя использование:

1. Технологии критического мышления.

Здесь идет развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Здесь используются следующие приемы работы:

«Чтение с остановками» - работа с повествовательным текстом. Учащиеся в начале урока по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

«Работа с вопросником» - применяется при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы в прямой и косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

«Знаю. Узнал, хочу узнать» - используется на этапе объяснения нового материала или на этапе закрепления. Например, при изучении творчества какого-либо автора дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о авторе и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения читали и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

«Мозговой штурм» - позволяет активизировать ребят, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Здесь ученики могут высказать любое свое мнение, не побоявшись ответить правильно или неправильно.

«Уголки»- можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

«Написание творческих работ» - подходит для этапа закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

«Логическая цепочка» - используется после прочтения текста учащимися. Детям предлагается построить события в логической последовательности. Это помогает при подготовке большого текста к пересказу.

«Тонкие и толстые вопросы» - дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Например: толстые – Дайте несколько объяснений, почему …?, Предположите, что будет, если …?, Почему вы так считаете …?. Тонкие – Верно ли …?, Как звали …?, Было ли …?

2. Проектная технология.

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

3. Технология проблемного обучения.

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Так же для проблемных ситуаций можно использовать  ребусы, кроссворды,  которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

4. Игровая технология.

Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока.

«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

«Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. В конце определяются лучшие знатоки.

5. Здоровьесберегающая технология.

Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

6. Информационно-коммуникационная технология

Это работа с разными источниками информации. Поскольку в школе основным информационным источником была и остается учебная книга, необходимо обучить детей определенным информационно-библиографическим умениям. Сюда входят умения:

1) ориентироваться в учебной книге;

2) работать с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль, группировать материал на главный и второстепенный, чтобы в итоге увеличить скорость работы с объемным текстом);

3) выполнять задания к тексту (отвечать на вопросы, использовать иллюстрации, таблицы и схемы).

Развитие информационно-поисковых умений необходимо для работы с толковыми и орфографическими словарями, энциклопедической и справочной литературой.

Но читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы школы по данному направлению. Она включает в себя работу кружков, плановую внеурочную работу в классах, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. В  классах проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанным произведениям. Это мотивирует учащихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и значительно расширяет их читательский кругозор.

Нужно помнить, что любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идет именно из семьи. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников. Мы  организовали родителей и детей вести с первого класса «Читательский дневник». В конце каждого года ребята делают мини-проекты (обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ – серий иллюстраций, книжек – раскладушек, мультимедийных работ).

Заключение.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

 

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». – М., 2017. – 64 с.

2. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

1. Чиндилов О.В., Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №8. – с.3. 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.

3. Козлова Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование // Методист. – 2013. – № 8.– с.50. 

4. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя). 

5. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя. – М., 2004.

6. Круглова Т.А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

7. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.

 

. . . . .