Патриотическое воспитание школьников
Патриотическое воспитание школьников
Авторы: Алексеева Наталья Владимировна
и Веселовацкая Алина Валентиновна
ГБОУ "Школа № 497 Невского района Санкт-Петербурга"
Ключевые слова: начальная школа, окружающий мир, патриотизм.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников - одна из наиболее значимых ценностей в воспитании современного подрастающего поколения. Наиболее важным направлением нашей педагогической деятельности мы считаем развитие и воспитание чувства патриотизма у своих учеников. На своих уроках и во внеклассной работе прививаем ребятам уважение к своей стране, ее традициям, изучению истории и культуры нашего города.
Чтобы вырастить настоящего гражданина своей страны, духовно богатого и нравственно стойкого человека необходимо приложить много усилий не только родителям, но и педагогам. От этого зависит насколько благополучным будет развитие нашей страны.
В ходе своей работы мы решили побеседовать со своими учениками задав им такие вопросы: «Кто такой патриот?», «Чем может гордиться житель Санкт-Петербурга?», « Что значит любить свою Родину?». Большая часть детей в классе не смогла ответить на эти вопросы и мы всерьез задумались над этой проблемой, ведь кроме малой осведомленности о важнейших социальных и духовных ценностях существуют проблемы негативизма, демонстративного отношения ко взрослым, жестокости между сверстниками. Нравственные качества человека должны закладываться, как раз в детские, школьные годы «Ведь детство есть великая пора, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».
Учитывая, что школьники младшего возраста отличаются повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, истинно верят всему чему учат и что говорят, мы стараемся использовать эти возможности для системного и последовательного воспитания детей. На уроках литературного чтения и окружающего мира формируем у детей симпатию родного края через чтение, прослушивание, обыгрывание сказок, песен, легенд, инсценировок и исторических повествований.
На дополнительных занятиях по краеведению знакомим детей с историей и культурой города, совместно с детьми и родителями организуем экскурсии и пешеходные прогулки, оформляем выставки детского художественного творчества, где дети могут проявить себя в индивидуальных, групповых, коллективных работах.
Во внеклассной работе усиливаем внимание вопросам воинского героизма народов, бессмертным подвигам в годы Великой Отечественной войны, организации и проведению конкурсов патриотической песни, встречам с ветеранами, выступлениями на концертах в госпитале для ветеранов Вов, совместными экскурсиями, а также проводим спортивно-оздоровительные игры и соревнования, музыкальные и народные праздники с родителями. Конечно, с нашей стороны проводится большая работа, но без помощи родителей, взаимодействия с ними, она будет неполноценна. История своей семьи, уважение традиций предков вызывает у ребенка яркие эмоции которые помогают более внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Поэтому привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию просто необходимо.
Работа в данном направлении – это долгий и кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
А в заключение хочется прислушаться к словам: «Судьба России. Ее будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдать себя другим людям, народу, Отечеству.».