Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровые технологии в начальной школе

Дата публикации: 2023-09-05 11:54:01
Статью разместил(а):
Ербягина Евгения Владимировна

Игровые технологии в начальной школе

Авторы: Петрова Юлия Юрьевна

и Ербягина Евгения Владимировна

 

Аннотация: В данной статье обосновывается эффективность применения на уроках игр и игровых приемов. На каких этапах урока и для чего могут быть использованы игровые практики. Даются конкретные виды игр, которые можно задействовать в учебном процессе.

Ключевые слова: деятельностный подход, игра, игровые приемы, обучающиеся, урок.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.                                   

Бесспорно, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции обучающегося. Другой, немало  важной положительной стороной игры является то, что она содействует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.)

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Другими словами, игра есть:

· особое отношение обучающегося к окружающему миру;

· особая деятельность обучающегося, которая изменяется и развёртывается как его  субъективная деятельность;

· социально заданный и усвоенный обучающимся вид деятельности;

· деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного материала, влияющего на развитие психики ребёнка;

· социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.

С дидактической точки зрения применение игровых технологий повысит надёжность и качество усвоения знаний учащихся, а это немало важно, если они:

· отбираются и конструируются в согласовании с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;

· употребляются в сочетании с другими формами, способами и приемами, эффективными при исследовании нового материала;

· верно организуются;

· соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

· уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Давайте же зададимся вопросом,какое же значение, а следовательно, и результат, имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Игры на уроках выступают, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дают школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Педагоги прилагают немало усилий для того, чтобы процесс обучения был познавательным, интересным для всех обучающихся и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.

Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель помогает им в процессе игровой ситуации.  

Наличие разных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень их знаний.

На практике игровая технология выполняет следующие функции:

• Развлекательную (развлечение, пробуждение интереса);

• Коммуникативную (освоение диалектики общения);

• Игротерапевтическую (преодоление трудностей);

• Диагностическую (самопознание в процессе игры);

• Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей);

• Самореализации (в игре как на полигоне человеческой практике);

• Социализации (усвоение норм человеческого общежития);

• Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех социально-культурных ценностей).

Педагогические игры достаточно разнообразны. Игры мы можем разделить на физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.

1. По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные диагностические, творческие.

2. Пo игровой методике предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

3. По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.

4. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные с использованием ТСО; технические со средствами передвижения.

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Информационная игра - этот вид деятельности с использованием ТСО в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление познавательной деятельностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи информационных игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы на уроках плодотворно внедряем игровую технологию, то сможем без труда  решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Хочется закончить словами Конфуция: «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. 

 

Список литературы: 

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 68-69.

2. Исаакова Н.И. Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников. 

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.

 

. . . . .