Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие функциональной грамотности для овладения обучающимися начальной школы ключевыми компетенциями

Дата публикации: 2023-10-11 10:40:24
Статью разместил(а):
Шеменева Оксана Алексеевна

Развитие функциональной грамотности для овладения обучающимися начальной школы ключевыми компетенциями

Автор: Шеменева Оксана Алексеевна

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 101", г. Воронеж

 

Аннотация: Статья посвящена важности развития функциональной грамотности для овладения обучающимися начальной школы ключевыми компетенциями. Функциональная грамотность является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку она позволяет учащимся развивать навыки коммуникации, анализа и применения знаний в реальной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, компетенции учащихся.

 

В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется развитию ключевых компетенций учащихся начальной школы. Одной из таких компетенций является функциональная грамотность, которая играет важную роль в успешной адаптации ребенка к образовательной среде и повседневной жизни.

Функциональная грамотность представляет собой способность понимать и использовать письменную и устную информацию в различных ситуациях. Она включает в себя навыки чтения, письма, аудирования и говорения, которые являются неотъемлемой частью образования в начальной школе. Развитие этих навыков позволяет детям эффективно общаться, анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы.

Для успешного развития функциональной грамотности необходимо создать подходящую образовательную среду. В начальной школе учащиеся должны иметь доступ к разнообразным учебным материалам, таким как книги, журналы, компьютеры и интерактивные доски. Также важно организовывать различные мероприятия, например, чтение вслух, драматические постановки или дебаты, чтобы стимулировать интерес к чтению, письму, аудированию и говорению.

Важно создать стимулирующую и поддерживающую среду, где ученики могут практиковать свои навыки в реальных ситуациях. Также важно учитывать индивидуальные потребности и интересы каждого ученика и адаптировать учебный материал под их уровень и возможности.

Одним из ключевых аспектов развития функциональной грамотности является формирование навыков чтения. В начальной школе учащиеся изучают алфавит, осваивают правила чтения и пишут первые слова и предложения. Постепенно они учатся понимать содержание прочитанного и извлекать информацию из текстов.

Для развития навыков чтения важно проводить разнообразные упражнения, такие как чтение вслух, чтение с пониманием, чтение на время и т.д. Письменность также является важным аспектом функциональной грамотности. В начальной школе учащиеся изучают правила письма, развивают мелкую моторику и пишут простые тексты. В процессе обучения они осваивают правила орфографии и пунктуации, учатся структурировать свои мысли и выражать их на письме. Практические задания, например, написание писем, рассказов или дневников, помогают развивать навыки письма и стимулируют творческое мышление учащихся.

Аудирование и говорение также играют важную роль в развитии функциональной грамотности. Учащиеся начальной школы учатся слушать и понимать различные аудиозаписи, например, истории, песни или аудиокниги. Они также учатся выражать свои мысли и идеи устно, участвуя в дискуссиях, презентациях и ролевых играх. Важно создавать ситуации, которые стимулируют учащихся к активному общению и развитию навыков аудирования и говорения.

Важным аспектом развития функциональной грамотности является развитие навыков работы с текстом. Учащиеся должны научиться понимать тексты различных жанров, извлекать информацию, анализировать и оценивать содержание. Также важно развивать навыки написания текстов различных жанров, начиная от простых сообщений и заканчивая небольшими сочинениями.

Развитие функциональной грамотности также включает в себя развитие навыков работы с числами и данными. Учащиеся должны научиться читать и понимать числовую информацию, уметь решать задачи, анализировать данные и делать выводы на их основе. Это поможет им развить логическое мышление и математическую грамотность.

Важной составляющей развития функциональной грамотности является развитие коммуникативных навыков. Умение эффективно общаться, выражать свои мысли и понимать других является ключевым для успешного взаимодействия в обществе. В начальной школе учащиеся должны получить возможность практиковать различные формы коммуникации, такие как устное высказывание, письменное сообщение, слушание и чтение.

Развитие функциональной грамотности также включает в себя формирование навыков анализа и критического мышления. Ученики должны научиться анализировать информацию, выделять главное, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Это поможет им развить навыки самостоятельного мышления и принятия обоснованных решений.

Одним из важных аспектов развития функциональной грамотности является развитие информационной грамотности. В современном информационном обществе ученики должны научиться эффективно искать, оценивать и использовать информацию из различных источников. Они должны быть критически настроены к информации, уметь отличать факты от мнений и проверять достоверность источников.

Важным аспектом развития функциональной грамотности является развитие навыков работы с технологиями. В современном мире информационных технологий ученики должны научиться эффективно использовать компьютеры, интернет и другие средства коммуникации. Они должны быть готовы к работе в цифровой среде и уметь использовать технологии для получения и обработки информации.

Развитие функциональной грамотности требует совместной работы учителей, родителей и общества. Учителя должны создавать условия для развития функциональной грамотности в рамках учебного процесса, использовать разнообразные методы и приемы, а также предоставлять возможности для практики и применения учебных навыков в реальной жизни.

Родители также играют важную роль в развитии функциональной грамотности. Они могут поддерживать интерес ребенка к чтению, общению, анализу и решению задач. Они могут также предоставлять дополнительные материалы и задания для практики навыков функциональной грамотности.

Общество может поддерживать развитие функциональной грамотности, создавая доступные и интересные материалы, организуя мероприятия и программы, направленные на развитие навыков коммуникации, анализа и работы с информацией.

В заключение можно сказать, что развитие функциональной грамотности является неотъемлемой частью образовательного процесса начальной школы. Это позволяет учащимся не только овладеть ключевыми компетенциями, но и успешно справляться с задачами и вызовами, которые они будут встречать в своей будущей жизни. Это также поможет ученикам успешно адаптироваться в современном информационном обществе, развивать свои способности и достигать успеха в учебе и жизни.

 

. . . . .