Формирование классного коллектива младших школьников
Формирование классного коллектива младших школьников
Автор: Жихарева Ирина Владимировна
МБОУ Заброденская СОШ им. А.А. Царегородского Калачеевского муниципального района Воронежской области
Развитию самосознания личности должно уделяться особое внимание в период обучения в школе. Ученик должен расти ответственным человеком, признающим, что его успехи в жизни закладываются уже сейчас. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.
Основой для развития самосознания служат идеи гуманистического воспитания, а средством – личностно-ориентированные воспитательные системы, в центре внимания которых стоит личность, стремящаяся к реализации своих способностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Необходимо создать условия для разностороннего развития, самореализации школьника в условиях личностно ориентированной коллективной деятельности.
Главным признаком личностно-ориентированного развития детского коллектива является развитие его гуманистического микроклимата. Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы: насколько безопасно для ребенка пребывание в классе; в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников; велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность. Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.
I этап. Защищенность. Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика. Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники. В качестве реализации этой задачи используются: цикл классных часов «Познай себя»; тестирование; беседы; игры (сюжетноролевые, интеллектуально-познавательные); элементы психологического тренинга; создание системы общественных поручений.
II этап. Сплоченность. Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс. Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.
Средствами реализации этой задачи могут стать: коллективные творческие дела класса; цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр; участие в соревнованиях, конкурсах; участие в школьных коллективных творческих делах; творческий отчет класса; походы, экскурсии, коллективные поездки
III этап. Активность. Цель: создание условий для максимальной самореализации; формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор. Средствами реализации этой задачи могут стать: участие в подготовке классного часа; проведение конкурсов, викторин самими учащимися; подготовка и проведение традиционного «Дня именинника»; проведение театрализованных представлений; часы общения, диспуты, дискуссии; цикл занятий «Познай себя».
Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом индивидуальность и тем самым способствовать ее развитию – это едва ли не самая сложная задача классного руководителя. Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.
Создание гуманистического микроклимата класса является первой ступенькой на пути формирования модели ученика начальной школы. Работая с первоклассниками, хочется научить каждого из них быть самостоятельным, ответственным, имеющим свое мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. А.С. Макаренко считал, что творческая мысль педагогического персонала должна «организовать коллектив так, чтобы воспитывались действительные, не воображаемые, а настоящие, реальные качества личности».
Чтобы добиться этого, необходимо довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всем, чем живет он сам, его товарищ и класс в целом. Развитие коллектива путем создания таких отношений зависимости формирует условия, связывающие коллектив и личность, вырабатывает схему взаимоотношений личности с личностью. Осуществляемая коллективом деятельность, с одной стороны, проводится с учетом стремления ребенка к развитию, а с другой, состоит из выполнения задачи по развитию коллектива.
Следовательно, работа учителя, побуждающая всех детей принимать участие в деятельности по выполнению задачи такого развития. В итоге дети сами вышли на правила дружной работы. Эти правила состояли в следующем: 1) распредели общую работу поровну; 2) знай, что ты должен делать; 3) выполни свою работу как можно лучше и в срок; 4) интересуйся, как идут дела у других, помоги товарищу.
Таким образом, организация классного коллектива требует своевременного анализа деятельности детей, определения достигнутого уровня, индивидуальной корректировки взаимоотношений детей. И тогда повседневные дела становятся осмысленными, интересными, нужными для всех.