Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Родительству стоит учиться!

Дата публикации: 2024-01-04 19:32:47
Статью разместил(а):
Коренюгина Людмила Васильевна

Родительству стоит учиться!

Автор: Коренюгина Людмила Васильевна

МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова, г. Сургут

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в работе с родителями учащихся младшего школьного возраста. Представлен опыт педагога по организации педагогического взаимодействия с родителями, проектированию и проведению родительских собраний и групповых встреч.

Ключевые слова: работа с родителями, родительское собрание, интерактивные формы работы, педагогическое взаимодействие с родителями.

 

Изменения, происходящие сегодня в сфере школьного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достижение этой цели во многом зависит от согласованности действий родителей и педагогов. Ведь это две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребенка, роль которых невозможно преувеличить. Проблема взаимодействия школы и семьи является одной из самых актуальных. Как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Семья является для каждого человека частью его личного счастья. Если ребенок растет в семье, где царят любовь и взаимоуважение, то конечно чувствует себя  частью чего-то значительного, развивается как гармоничная личность. Современные же семьи зачастую существуют в непростых условиях. Из-за падения материального благосостояния, повышенной эмоциональной нагрузки, стрессов, которые ежедневно обрушиваются на родителей, растет число разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличивается  количество семей неполных и имеющих одного ребенка. Утрачиваются связи между поколениями, ребенок не имеет возможность общаться, а значит получать необходимый жизненный опыт, со старшими членами семьи, бабушками и дедушками, не говоря уже о прабабушках и прадедушках. Следовательно, без квалифицированной помощи со стороны педагогов, школьных психологов современной семье не обойтись.

Только в процессе взаимодействия учителей и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Его смысл заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда существует единство трех звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если второе звено выпадает, то результата достигнуть будет нелегко. Об этом писал В.А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье» [1].

Не стоит забывать и о просветительской работе. Родительству нужно учиться! Профессионалы в своих сферах деятельности, родители не всегда обладают необходимыми знаниями в психологии и педагогике. Или же, обладая теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, не могут применить их на практике. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям  наладить общение с ребенком.

Свою работу с семьями учащихся я организую на основе следующих принципов:

- параллельность воздействия учителя и семьи на детей,

- просветительская работа с родителями,

- организация совместной деятельности взрослых и детей в гимназии и в семье.

Цель работы: найти актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в гимназии, способствующие повышению активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого ученика;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

- обогащать знания родителей об особенностях развития и становления детей младшего школьного возраста;

- применять интерактивные формы работы с родителями;

- создать педагогическую копилку разработок мероприятий с семьями моих учеников.

В работе с родителями использую индивидуальные, групповые и коллективные формы взаимодействия.

Индивидуальные консультации, беседы  помогают создать доверительные, партнерские отношения между педагогом и родителем. Учитель и родители всегда смотрят на ребенка по-разному, но это не должно мешать нам объединиться, чтобы совместными усилиями выстроить  образовательный маршрут ученика, определить единую стратегию в воспитании. Инициатором этого сближения, конечно же, должен быть педагог, демонстрируя, насколько важен для него даже самый маленький успех каждого своего воспитанника. Сообщение в процессе общения с родителями только негативной информации о поступках ребенка, его неудовлетворительных отметках по предметам, может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможным. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, защищать перед учителем, оправдывая его поведения всяческими способами. Главная задача педагога на первом этапе общения с родителями – переставить акценты, что повлечет за собой установление доверительно-деловых отношений.

Это будет невозможно без обмена информацией. Это задача второго этапа общения. От педагога родители могут получить неожиданные и полезные знания о сыне или дочери, которые не могли бы получить в семье (например, данные исследований, которые проводят школьные психологи, результаты педагогического наблюдения за деятельностью ребенка на уроке, поведением в общении со сверстниками). При этом педагог может сообщить о своих затруднениях, попросить у родителей совета, как поступить в той или иной ситуации. Все это помогает формировать установку на сотрудничество.

На третьем этапе общения, когда родители открыты и готовы к сотрудничеству, учитель получает возможность глубже проникнуть  в проблемы семьи, возникающие в ходе воспитания ребенка. Если педагогу удалось завоевать авторитет в глазах родителей, то они делятся с ним информацией о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон характера ребенка. Учитель может  вызвать у родителей потребность в исследовании школьника, желание прибегнуть к помощи специалистов (психологов, медицинских работников). Такие совместные исследования личности ребенка, выработка согласованного взгляда на его воспитание возможны на заключительном этапе общения. В результате и учитель, и родители корректируют  свои воспитательные позиции, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

Групповые встречи (тематические консультации, обмен опытом, мини лектории) направлены на работу с небольшой родительской аудиторией, объединенной общими интересами или проблемами. Тематические консультации провожу раз в четверть или чаще, по необходимости. Для проведения привлекаю других учителей-предметников, школьного психолога. Родители имеют возможность задать вопросы по содержанию учебного предмета, получить информацию об особенностях оценивания, о требованиях, предъявляемых к уровню знаний учащихся. Проводим встречи, посвященные особенностям развития, а, следовательно, поведения мальчиков и девочек, встречи с отцами учащихся. На них приглашаю специалистов-экспертов (школьного психолога, врача-педиатра), которые могут дать родителям практические советы, ответы на интересующие их вопросы, помочь разобраться в ситуациях. Иногда приходится проводить групповые встречи с родителями, если необходимо разобраться в конфликтной ситуации, сложившейся между учащимися. Такие встречи часто проходят в присутствии учеников. При проведении их стараюсь сама придерживаться семи правил, которые описал Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру», нацеливаю на это всех участников беседы.

Правила урегулирования конфликтов:

1. «Снимем маски»: участники конфликта должны быть предельно искренны, не скрывать свои истинные мотивы.

2. «Выявляем подлинную проблему»: необходимо выявить реальную причину конфликта, очистить ее от шелухи различных наслоений.

3. «Отказываемся от установки: «Победить любой ценой».

4. «Находим несколько возможных решений». В любом конфликте возможно несколько вариантов решения. Необходимо обсудить все, чтобы было из чего выбирать.

5. «Оцениваем варианты и выбираем лучший». Необходимо выбрать не только самый конструктивный вариант, но и самый приемлемый для всех сторон конфликта.

6. «Говорим так, чтобы нас услышали». Главным инструментом улаживания конфликта является общение сторон. Общаться надо так, чтобы быть услышанными, а также слышать и понимать другого.

7. «Признаем и бережем ценность отношений». Сохранение добрых отношений в решении конфликтов всегда нужно ставить во главу угла.

Коллективная форма работы с родителями наиболее ярко проявляется в проведении родительских собраний. Это одна из универсальных форм взаимодействие учителя с родителями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Это школа повышения родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, способ формирования общественного мнения в родительском коллективе.

Существуют следующие виды родительских собраний:

по уровню организации - общегимназические, классные;

по содержанию - информационные, организационные, тематические, ситуационные, трёхсторонние конференции, тематические консультации.

Общегимназические родительские собрания проводятся по инициативе администрации гимназии с целью обсуждения общих вопросов организации образовательного процесса в классах одной параллели, уровня образования; безопасности жизнедеятельности учащихся; локальных нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс в гимназии [6]. Классные родительские собрания провожу в соответствии с планом работы с классным коллективом на текущий учебный год или по предложению родительского комитета класса или других участников образовательных отношений.

В нашей гимназии был проведен опрос родителей учащихся и классных руководителей с целью выявления их отношения к родительским собраниям вообще и к тому, как они  организованы в гимназии в частности. Были выявлены основные проблемы, с которыми педагогам приходится сталкиваться при организации и проведении родительских собраний :

1. Преобладание информационных и организационных родительских собраний.

2. Пассивная роль родителей в определении тематики родительских собраний.

3. Низкий уровень организации родительских собраний.

4. Использование репродуктивных форм организации деятельности родителей на родительских собраниях.

5. Основная роль родителя на собрании - пассивный слушатель.

Я думаю, что с подобными проблемами сталкиваются педагоги не только нашего общеобразовательного учреждения, но и других школ города, округа, страны. Современные родители подчас с большой неохотой посещают подобные мероприятия, так как перегружены работой, испытывают дефицит времени, которое предпочитают провести в семье, посвятив себя быту, общению с родными, отдыху. Часто родители во время  собрания испытывают напряжение от предчувствия  того, что сейчас при всех об их ребенке скажут что-нибудь нелестное, или будут расхваливать чужих детей, успехи которых им совсем безразличны.

Все эти возможные риски необходимо учитывать классному руководителю, занимаясь проектированием родительского собрания, чтобы превратить его в инструмент  конструктивного и позитивного взаимодействия родителей и педагогов в интересах детей.

Если собрание носит информационный и организационный характер, его можно проводить не только очно, но и в режиме WEB-конференции (онлайн, офлайн). Это экономит время и родителей, и педагогов, помогает привлечь к диалогу наибольшее количество участников, даже если они находятся в другом городе или даже стране. Исключить из повестки родительского собрания вопросы успеваемости и организационные моменты, решать их посредством многосторонних конференций (учитель-родитель-ученик-специалист-администратор) и мессенджеров. Предоставлять родителям право выбора статуса участия в родительском собрании (организатор, участник, слушатель). График родительских собраний класса на учебный год (проектное, информационное,  просветительское, проблемное, итоговое) составлять с участием родителей класса на первом организационном собрании в сентябре, привлекать родительскую общественность к  выбору тем для обсуждения.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, классный руководитель может предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение. Необходимо заранее продумать оформление классного кабинета – подобрать литературу для родителей по теме, подготовить полезные рекомендации.

Не менее важно выбрать форму проведения классного собрания. Это может быть собрание-беседа, собрание-лекция, собрание-дискуссия, круглый стол, семинар-практикум, собрание-тренинг, собрание организационно-деятельностная игра, педагогическая мастерская, собрание-соревнование, собрание-презентация, устный журнал, вечер вопросов и ответов, гостиная, дискуссионный клуб, комбинированная форма и др. Плохо, когда на собрании родители выполняют роль пассивных слушателей. Чтобы избежать этого вовлекаю их в интерактивную деятельность: мозговой штурм, дискуссию, деловые и ролевые игры,  работу в малых группах, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

Все упражнения, которые можно применять на разных этапах родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном этапе изучения теоретической информации, рефлексивном) обобщила в «Конструктор методических приемов, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания».

Хочу привести фрагмент родительского собрания в 3 классе на тему «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка».

Форма проведения: круглый стол.

Цель: формирование у родителей третьеклассников представления о влиянии стиля воспитания  в семье на становление личности ребёнка.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями разных стилей воспитания.

2. Организовать обсуждение положительных и отрицательных сторон каждого из стилей.

3. Способствовать поиску оптимального стиля воспитания.

4. Применить на практике полученные знания, участвуя в обсуждении конкретных жизненных ситуаций.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с цитатами, листы для групповой работы, анкеты обратной связи.

Ход собрания

1. Мотивационный этап.

Упражнение «Приветствие». Классный руководитель приветствует родителей и предлагает продолжить, фразу «Здравствуйте! Сегодня я желаю всем …».

Работа с цитатами известных людей. Педагог предлагает в течении минуты ознакомиться с высказываниями о воспитании детей известных общественных деятелей. Высказаться, как относятся к содержанию прочитанного.

- Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Бенджамин Франклин.

- Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Жан Поль.

- Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Жан-Жак Руссо.

- Воспитание есть дело авторитета и уважения. Сэмюэл Смайлс.

Резюмируя сказанное, классный руководитель отмечает, что то, какое воспитание в детстве получил человек, в будущем во многом определит его характер, а значит и судьбу.

Формулируется тема родительского собрания «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка».

2. Основной этап – изучение теоретической информации.

Мини-лекция на тему «Стили воспитания». Учитель с опорой на презентационные материалы знакомит родительскую аудиторию с особенностями разных стилей воспитания.

Демократический (авторитетный). Родитель осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода? В каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Попустительский. Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Мозговой штурм. В круге обсуждаем плюсы и минусы каждого стиля воспитания. Последствия каждого типа воспитания.

Демократический стиль. При этом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: высокая самооценка, умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки; инициативность и целеустремленность; способность договариваться, находить компромиссные решения.

Авторитарный стиль. В таких семьях возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: развитие слабой жизненной позиции или деспотической личности.

Либеральный стиль. Возможны следующие варианты развития личности: неспособность к близости, сопереживанию, безучастность или личность «без тормозов» и «без запретов».

Попустительский стиль. Возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы.

Case-study. Родители объединяются в группы (5-6 человек). Педагог предлагает в течение 10 минут обсудить варианты поведения  родителей с разным стилем воспитания, столкнувшихся с ситуацией: ребенок-третьеклассник все свободное время проводит с гаджетами; это стало причиной повышенной раздражительности, конфликтности ребенка; классный руководитель  сообщает о  падении успеваемости. Дать практические рекомендации родителям, как поступить в этой ситуации, составить «Советы бывалых родителей».

У моих родителей получились следующие рекомендации:

1. На личном примере показывать ребенку, что не стоит все свободное время проводить с телефоном или планшетом.

2. Привлекать детей к совместной деятельности (походы в кино, прогулки в парке, занятия спортом, общие семейные увлечения).

3. Установить на гаджете ребенка приложение, регламентирующее доступ к сети интернет.

4. Ввести систему нематериальных поощрений за успехи в учебе (поездки, экскурсии и т.д.)

5. Фильтровать игры, в которые играет ребенок  на телефоне, планшете. Устанавливать приложения  с обучающим и развивающим контентом.

3. Рефлексивный этап.

В завершении собрания классный руководитель предлагает родителям поделиться впечатлениями, ответить на вопросы анкеты :

- Что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании?

- Была ли полученная информация  полезной?

- Как собираетесь использовать эту информацию?

Приведенный фрагмент родительского собрания демонстрирует эффективность работы с родителями с помощью интерактивных методов. Благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности учителя. На сегодняшний день могу с уверенностью утверждать, что в моей педагогической практике она занимает одно из ключевых мест, носит системный характер. Могу говорить об определенных результатах, которые она приносит: родители из «наблюдателей» стали моими партнерами, единомышленниками, активными участниками и организаторами не только классных собраний, но и гимназических и классных праздников, образовательных событий. Все это увеличивает эффективность образовательного и воспитательного процесса в моем классе.

 

Список литературы:

1. В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов/ науч. ред. Г.В. Рындак; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. 

2. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.

3. Ликсон Ч.Конфликт. Семь шагов к миру. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 160с.

4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника, 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007. - 367с.

 

. . . . .