Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Психологические особенности влияния интернет-среды на развитие личности младшего школьника

Дата публикации: 2024-01-24 21:26:59
Статью разместил(а):
Бирюлина Инга Александровна

Психологические особенности влияния интернет-среды на развитие личности младшего школьника

Автор: Бирюлина Инга Александровна

МБОУ Одинцовская СОШ № 1

 

Аннотация: В рамках представленного исследования рассматриваются психологические особенности влияния интернет-среды на развитие личности младшего школьника. Исследуются ключевые распространенные формы деятельности младшего школьника в сети интернет. Анализируются положительные и отрицательные особенности воздействия социальных сетей и интернета на младшего школьника.

Ключевые слова: младший школьник, интернет.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Современный ребенок социализируется в информационно-цифровой среде, что оказывает значительное влияние и особенности развития детей младшего школьного возраста. Анализ современных литературных источников дает возможность утверждать о росте образовательного потенциала Интернета как доступного средства дистанционного обучения и самообразования детей. В отличие от других средств информации, Интернет сочетает в себе печатную, фото и видео информацию. Нужно только зайти в сеть и сформулировать запрос. Однако возникает парадокс - чтобы правильно сформулировать запрос, нужно уметь проводить хотя бы первичный анализ поисковых задач, а вот способности к анализу, жизнь в интернет-реальности как раз и не формирует.

Основной целью работы выступает выявление основных тенденций влияния интернет-среды на развитие личности младшего школьника в условиях проведения социально-психологического анализа. Разнообразные аспекты использования интернета как средства массовой коммуникации освещены в исследованиях современных ученых Ю.Д. Бабаева, Е.Г. Баранова, Е.П. Белинской и других [6, С. 22]. Проблемой воздействия пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как А.Ю. Нечаева, Д.И. Фельдштейн и др.

Доступ к информационному пространству ребенок младшего школьного возраста может получать с помощью: смартфона, планшета, SMART-TV с выходом в сеть. При этом, ребенок может иметь одновременно доступ к нескольким гаджетам. Современные возможности цифровизации социальной среды дают возможность выделить следующие наиболее распространенные формы деятельности младшего школьника в сети интернет:

· просмотр роликов;

· игра в компьютерные игры;

· поиск и хранение на гаджеты изображений, музыки, фильмов;

· пребывание на других сайтах через поисковые системы (поиск по запросу);

· использование социальных сетей для общения и просмотра развлекательного контента.

Среди основных потребностей, которые могут реализовывать дети в интернет-пространстве, являются:

· Поиск информации. В интернете можно найти практически все (ответы на школьные задания, новости, ресурсы для хобби).

· Развлечения. В виртуальном пространстве дети играют в онлайн-игры, слушают музыку, смотрят фильмы и видеоролики.

· Межличностное общение. Эта потребность ярко проявляется в подростковом возрасте, однако уже и дети младшего школьного возраста имеют собственные аккаунты в нескольких социальных сетях. Youtube-канал был выделен отдельным блоком, поскольку для современных детей он является одним из приоритетных каналов получения информации, а также познания и восприятия окружающего мира. Сама платформа позволяет смотреть видео любого сюжета и формата, при чем следующие видео рекомендуются зрителю на основе предварительных просмотров и запросов.

Исследования показывают, что большинство детей младшего школьного возраста не имеют целью просмотр познавательных, обучающих, воспитательных видеороликов. По большей части — это поочередная смена картинок, не имеющих учебного или поучительного характера. Итак, современных детей «захватила» эпоха блогеров, чьи видео ролики являются инфантильными, простыми, чаще всего без познавательной сути, с ярким набором интернет-сленга, что имеют целью в большинстве случаев «хайп» — увеличение количества просмотров роликов, количества «лайков», обсуждаемости и подписчиков.

Тенденции в увеличении количества младших школьников как активных пользователей сети Интернет, не могут свидетельствовать лишь о негативных факторах влияния на формирование личности младших школьников, поскольку мировая пандемия 2020 года позволила приоткрыть завесу использования интернета как средства ведения и поддержания образовательного процесса. Раскрывая социально-психологические особенности влияния сети интернет на личность младшего школьника, важно отмечать и положительные факторы всемирной сети. Положительное влияние заключается в том, что интернет предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить успеваемость в школе. Ребенок получает множество информации, учится ее «фильтровать», что положительно влияет на логическое мышление, память, внимание. Школьник находится в курсе последних событий, которые происходят в стране и мире.

Правильно организованная работа в интернете способствует духовному обогащению детей, выработке соответствующего отношения к жизни, активной жизненной позиции, их социальному росту. Значительное количество компьютерных игр способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями. В разумных пределах игры дают ребенку возможность для активной эмоциональной разрядки.

Как отмечает исследователь Д.И. Фельдштейн, спектр негативных последствий интернет-пространства значительно шире, чем «нам кажется, поскольку он может способствовать формированию неправильных ценностных ориентиров; неспособности отличать виртуальную реальность от реальной действительности; уменьшает способность строить адекватные межличностные отношения с окружающими людьми» [10, С. 9—11]. Негативной стороной глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания, которую дети младшего школьного возраста, в силу своих познавательных возможностей неспособны критически оценить и правильно понять.

Таким образом, осуществив теоретический анализ влияния интернет-среды на младших школьников, следует отобразить, что всемирная сеть стала неотъемлемой составляющей развития и формирования подрастающего поколения. Представленные исследования демонстрируют как положительные, так и отрицательные тенденции сети, что дает основу старшему поколению внимательнее относиться к информированию детей о безопасности и развивающих возможностях Интернета. Данное исследование не исчерпывает дальнейших возможностей научных исследований и должно быть направлено в более глубокую эмпирическую плоскость с целью подтверждения значимых теоретических аспектов.

 

Список литературы:

1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. (1998). Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, 19(1), 89–100.

2. Баранов Е.Г. (2017). Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание. Национальный психологический журнал, 1(25), 25–31.

3. Белинская Е.П. (2009). Взаимосвязь интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В А.Е. Войскунский (ред.)

4. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Сборник научных трудов (С. 48–62). М.: Акрополь.

5. Букина Е.Ю. (2014). Формирование у младших школьников навыков безопасной работы в сети интернет. Информатика в школе, 5(98), 40–49.

6. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. (2012). Девиантное поведение подростков и интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(3), 102–113.

7. Нечаева А.Ю. (2021). Влияние пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей младшего школьного возраста. Скиф. Вопросы студенческой науки, 5(57), 75–78.

8. Оськина Н.Г. (2012). Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель. Начальная школа плюс до и после, 7, 17–20.

9. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф, П. (2012). Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России.

10. Фельдштейн Д.И. (2022). Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы. Национальный психологический журнал, 2, 6–11.

11. Sourander A., Klomek A. B., Ikonen M., Lindroos J., Luntamo T., Koskeiainen M., Ristkari T., Helenius H. (2010). Psychosocial risk factors associated with cyberbullying among adolescents: A population-based study. Archives of General Psychiatry, 67(7), 720–728.

12. Sparks G.G. (1986). Developmental differences in children's reports of fear induced by mass media. Child Study Journal, 16(1), 55–66.  

13. Widyanto L., Griffiths M. (2006). Internet Addiction: A Critical Review. International Journal of Mental Health and Addiction, 4, 31–51.

 

. . . . .