Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Психолого-педагогические аспекты формирования ИКТ-компетентности младших школьников

Дата публикации: 2024-01-31 13:52:09
Статью разместил(а):
Искалиева Маргарита Олеговна

Психолого-педагогические аспекты формирования ИКТ-компетентности младших школьников

Автор: Искалиева Маргарита Олеговна

 

Понятие "информационная компетентность" в настоящее время имеет большое количество определений. К примеру, Тришина С.В. считает, что информационная компетентность – «это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности».

Исследователи Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. определяют информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности».

Зимняя И.А. понимает под ИКТ-компетентностью «уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

По мнению ряда учёных, таких как Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. в структуре категории "информационная компетентность" выделяются следующие компоненты, а именно: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. В связи с этим, владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет сущность ИКТ-компетентности.

Курнешова Л.Е. считает собственно, что задача учителя сейчас: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету, попытаться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает ученикам. В том числе, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

По мнению Л.Е. Курнешовой, для решения задач подготовки, учащихся к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Ее содержание составляют такие познавательные навыки, как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).

Л.Е. Курнешова включает в модель ИКТ-компетентности: определение информации - способность применять инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления важной информации; доступ к информации - умение собирать и /или извлекать информацию; управление информацией - умение использовать существующую схему организации или же классификации; интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, значимости, полезности или же эффективности информации и т.д.

Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или же командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь создавать информационно-образовательную среду, в которой ребенок имел бы возможность выражать и одновременно учить себя.

При формировании ИКТ-компетентности выделяются традиционные подходы:

1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

2. Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

3. Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями считается личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; развивающее обучение; интернет-технология; проблемное обучение вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.

Обозначенные технологии неотъемлемо взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, обычно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, умственному и нравственному развитию детей.

Зайцева О.Б. считает, что «современному ученику нельзя обойтись без информационных технологий». Это требование информационного пространства, в котором мы живем. Уже в начальной школе владение информационными технологиями ставится в уровень с умениями читать и писать.

Гусинский Э.Н. исходит из того, что нужно повышать ИКТ-компетентность и самому преподавателю, работающему каждый день с потоком информации, реализующему ФГОС НОО. Важно, что эти компетенции нужно развивать уже в период обучения в вузе, в том числе, и в условиях педагогической практики на базе школы.

Калачев Е.Ю. призывает к тому, что нужно научить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, развивать их критическое и творческое мышление, формировать умение видеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов, или сетевой проект, который создаёт условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Костромина Е.В. считает, что гумманизация образования ставит в центр внимания школы приоритет учащегося, его интересы. Ученик должен активно включаться в процесс обучения, и перестать быть объектом воздействия. Большие возможности для реализации данной важной задачи заложены в применении компьютера в начальной школе.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов свойственна ярко выраженная эмоциональность.

Как показали психологические исследования Н.Ф. Добрынина, важно на уроке время от времени менять виды работы школьников, тогда за это время и не наступит большого утомления. Значит, разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Подлинное усвоение любого учебного материала нельзя представить без активной деятельности воображения.

На современном этапе развития органической основой должно стать использование компьютера на уроках в начальной школе. Внедрение компьютеров в формировании вычислительных навыков, перспективно, так как: повышает эффективность проведения урока; организует режим индивидуального опроса; усиливает интерес учащихся к уроку.

Вопрос о необходимости формирования ИКТ- компетентности на ступени начального общего образования горячо обсуждался длительное время. Но невозможно не принимать во внимание то, что дети, поступающие в первый класс знакомы с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем они станут гражданами информационного общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является социальным заказом и представляет собой общественный договор, отражающим требования к образованию, предъявляемые обществом, государством, семьей, поэтому он должен учитывать и потребности формирующегося общества. Ещё нужно иметь в виду, что одним из основных положений стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата его реализации. ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для формирования УУД. Без использования ИКТ формирование в объемах и измерениях, определенным ФГОС, невозможно. Из этого следует, что ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся по мнению Хуторского А.В., реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. Это отражено в разделе по формированию ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Такие авторы, как Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова считают значимым для освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности первый год обучения в школе. Как раз в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать до конца начальной школы. Ученик активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, потому что в этой деятельности чувствует себя более успешным.

Использование ИКТ с первого года обучения обеспечивает системно-деятельностный подход и тем самым позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) индивидуальные особенности учащихся, увидеть слабые и сильные стороны дошкольной подготовки, которые проявляются при выполнении заданий. В соответствии с полученной информацией, учитель может спланировать образовательный процесс и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся в процессе конкретной информационной деятельности: чтение, ответы на вопросы, решение конкретных информационных задач, выполнение тестовых заданий и конкретных заданий на компьютере.

Работа с определенными ИКТ на уроках, по мнению Хуторского А.В., может начаться уже в первой четверти первого класса и подразумевает знакомство учащихся со следующими цифровыми технологиями: фиксация информации; перенос и прямой ввод информации в компьютер; извлечение записанной информации; фиксация событий и коммуникации и др.

Компонентный состав информационных компетенций неоднозначно трактуется в научной литературе. В нашем исследовании мы будем опираться на выводы В.В. Котенко и С.Л. Сурменко.

В работах В.В. Котенко и С.Л. Сурменко выделено четыре компонента:

1) ценностно-мотивационный компонент, в основе которого заложен интерес получения знаний при помощи современных информационных технологий;

2) когнитивный компонент заключается в знании и умении использования различных операций с информацией;

3) деятельностный компонент основан на практическом применении новых информационных технологий для работы с информацией;

4) компонент педагогической рефлексии, основанный на анализе результатов своей деятельности.

Говоря о критериях сформированности информационной компетенции выпускников начального общего образования, необходимо отметить, что они определяются в соответствии с компонентами её формирования.

Прежде всего, мотивационный компонент, включает в себя следующие критерии:

1) готовность к работе с новыми информационно-коммуникационными технологиями;

2) интерес к работе с информацией и осмысление полезности такой работы;

3) понимание сущности информационных процессов.

Познавательный компонент включает в себя следующие критерии:

1) наличие базовых знаний в области ИКТ и способность применения различных видах деятельности;

2) знание и умение использовать разные методы работы с информацией,

3) навыки хранения, анализа, синтеза и систематизации информации;

4) навыки использования различных источников для получения информации.

Критерии деятельностного компонента направлены на использование в самостоятельной и исследовательской деятельности универсальных технических средств:

1) поиска, обработки и хранения информации; демонстрации эффективности и продуктивности информационной деятельности;

2) обработки числовой информации (электронные таблицы, графики).

Таким образом, ИКТ-компетентность является необходимым условием для современных школьников. В условиях функционирования ФГОС третьего поколения, который ставит во главу угла системно-деятельностный подход, формирование умений пользоваться интерактивными средствами обучения.

 

. . . . .