Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Семья. Семейное воспитание

Дата публикации: 2024-02-28 00:29:56
Статью разместил(а):
Смирнова Ольга Николаевна

Семья. Семейное воспитание

Автор: Смирнова Ольга Николаевна

МБУ «Школа №13 имени Б.Б. Левицкого», г. Тольятти

 

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о воспитании детей в семье. Статья включает в себя методы семейного воспитания. Выявлена значимость семьи в формировании личности. 

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, требования к воспитанию.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Сегодня остро стоит вопрос о роли  семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

Семья – это родные друг другу люди. Они не всегда живут вместе, но всегда заботятся друг о друге. Семья – это дом, где царят любовь, преданность, дружба.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А. Сухомлинский)

Раньше молодёжь воспитывалась на образцах художественных произведений, поэзии, искусства. С ранних лет всем были знакомы Гаврош, герои Гайдара, Катаева. Их воля, отвага, мужество восхищали юных, им пытались подражать.

Но наступает другое время. Люди не рождаются честными или бесчестными, благородными или  бессовестными. Они делаются такими постепенно, развиваясь и формируясь. Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей. Например, сын много и вдумчиво читающий воспитывает у родителей уважение к книге. Сын, суетливо меняющий наряды, воспитывает преклонение перед тряпкой. Сын умный, жадный к науке, растит родителей оптимистами, людьми жизнерадостными, уверенными в завтрашнем дне. Сын-бездельник развивает в них осторожность и страх. Вынуждает копить на чёрный день – ибо с ним чёрных дней впереди предвидится много. Весёлый ребёнок активно поощряет в старших чувство юмора, упрямый и вредный = озлобленность и занудную страсть к нотациям.

Больше всего воспитывают друг друга близкие люди – как и вообще люди – личным примером. Рядом с честным  начинает ценить честность, рядом с хитрым -  приучается хитрить.

Семейное воспитание является сложной системой. Это связано с тем, что на нее оказывают влияние наследственность, природное (биологическое) здоровье членов семьи, материальное положение, уклад жизни, социальное положение, количество членов, место проживания семьи и отношение к ребенку членов семьи. Все перечисленные компоненты связаны между собой и проявляются в каждой конкретной семье по-разному.

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод, что каждая семья является особенным неповторимым объектом.

Семейное воспитание имеет ряд требований: каждый ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и доброжелательности; родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть; воспитательное воздействие на ребенка должно быть соразмерно его индивидуальным особенностям; родители должны быть требовательны к ребенку, но при этом не грубы; личность родителей является моделью поведения для ребенка, которой он подражает; воспитание ребенка должно быть построено на положительных впечатлениях и примерах; манеру общения в семье необходимо поддерживать в ровном  и оптимистичном тоне.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует. Основные и важные методы семейного воспитания: убеждение, личный пример,  поощрение, наказание.

Наблюдая за родителями, ребенок получает первый специфический пример внутрисемейных отношений. Семейное воспитание также отличается тем, что ребенок включается в эти отношения с самых ранних лет, на первых стадиях своего развития. Если он растет в семье, где принят тесный контакт между детьми и взрослыми, уважительное отношение ко всем членам, то у него легче формируются чувства коллективизма, доброжелательного отношения к другим, самостоятельность. 

Немаловажную роль в укреплении семьи  играют образовательные учреждения. Сначала в дошкольных учреждениях, а затем и в начальной школе, для сплочения семьи проводятся следующие мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Безопасное колесо», игра «Семейный калейдоскоп», «Семейные традиции», «Моя родословная», «Мой семейный идеал» и многие другие.

Семейное воспитание также невозможно без настойчивой работы по совершенствованию родителями собственных педагогических качеств, изучения своих негативных личностных свойств, использования научного педагогического опыта, а также примеров положительного решения проблем семейного воспитания.

Таким образом, воспитание ребёнка в первую очередь должно осуществляться в семье. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

 

Список литературы:

1. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Менеджмент: учеб. пособие. ИНФРА-М, 2008. 440с.

2. Парамонов П.Ф. Менеджмент: учеб. пособие / П.Ф. Парамонов, И.Е. Халявка, Ю.Е. Стукова. — Краснодар: КубГАУ, 2015 г.

3. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. для вузов / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева; под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009 г.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

5. Стукова Ю.Е. Поощрение и стимулирование как методы эффективного управления персоналом организации / Ю.Е. Стукова, Е.О. Букарева. // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 476-478.

6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер.-Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007 г.

 

. . . . .