Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки со школьниками младшего возраста

Дата публикации: 2024-03-10 16:35:04
Статью разместил(а):
Гудкова Елена Валерьевна

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки со школьниками младшего возраста

Автор: Гудкова Елена Валерьевна

ГБОУ "Школа № 1392 им. Д.В. Рябинкина", г. Москва

 

Музыка - крайне важный инструмент для развития ребёнка: как нравственного, так и физического. Поэтому публикация данной темы, является очень важной. В современной общеобразовательной практике актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Формы работы в начальной школе разнообразные: пение, рассказ, показ, обсуждение, итог урока. Обязательна наглядность. Обязательна наглядность, можно активно использовать фортепиано, баян, аккордеон, другие музыкальные инструменты, интерактивную доску, различные плакаты, музыкальные диски, и другие технические возможности.

Разучивание скороговорок выправляет и корректирует у некоторых учеников дефекты речи: заикание, пришепётывание, невыговаривание отдельных букв. Ряд дыхательных упражнений учит детей правильно дышать. Музыка успокаивает хрупкую нервную систему ребёнка. Грамотно выстроенный урок музыки приносит внутреннее удовольствие, влияет на психологическое состояние ученика.

Ещё один здоровьесберегающий фактор - физкультминутки. Они помогают снять психологическое напряжение, раскрепощают поведение ребёнка.

Особенно, как средства лечения, важно пение. Применяется к детям в связи с заболеванием дыхательных путей. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений, как правило, обеспечивает нормальное функционирование сердечно сосудистой системы ученика любого темперамента.

На уроках музыки применяются и другие здоровьесберегаюшие технологии: это, в первую очередь музыкотерапия или слушание. Ведь, правильно подобранные мелодии, тексты песен и др. музыкальных произведений улучшают настроение, повышают работоспособность, снимают гнев, досаду, неуверенность в своих силах.

Когда поёшь, выполняешь ритмические движения под музыку, слушаешь музыкальные шедевры - всё это музыкотерапия, вокалотерапия и ритмотерапия.

С чего начинаются мои уроки музыки? Конечно, приветствием, ритмическими песенками - распевками. Потом идут дыхательные упражнения, постановка голоса. Краткий комплекс заключается в долгом выдохе согласной буквы «С», имитирующий вибрацию мобильника, смехе, дудочки- улыбке, «лошадке» и др.

Практикуем мы и пальчиковые игры. Это своеобразные инсценировки различных историй, сказок при помощи пальцев. Такая игра очень эмоциональна: увлекательное сочетание пальцевой гимнастики с музыкальным сопровождением даёт благоприятный радужный фон. Пальчиковый игротренинг очень эффективен для детей с разными нарушениями речи. Двигательные упражнения, ритмопластика, вокал укрепляют детский организм, используются как наиболее любимый вид деятельности среди детей.

Восприятие детьми классической музыки имеет свои особенности. Одни мелодии позволяют получить расслабляющий эффект, другие поднимают настроение, способствуют нормализации и регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания, успокоения и умиротворения. В результате наблюдается снижение уровня общей заболеваемости, повышение развития музыкальных и творческих способностей детей улучшение речи, качественное изменение физических и умственных способностей.

 

Список литературы:

1. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. Начальная школа, 2005г.

2. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. Начальная школа, 2006, № 6.

3. Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки. Образование в современной школе.- 2005 г.- № 9.

4. Гришанович Н.Н. Музыка в школе МН., 2006г.

5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы. Педагогика. – 2005. № 6.

6. Педагогическая мастерская. Музыка и воспитание. Мн., 2005 г.

 

. . . . .