Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Системно-деятельностный подход в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО

Дата публикации: 2024-04-02 16:41:56
Статью разместил(а):
Суржко Оксана Юрьевна

Системно-деятельностный подход в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО

Автор: Суржко Оксана Юрьевна

ГБОУ «Школа № 2103», г. Москва

 

Аннотация: В статье раскрыта актуальность и приведены доказательства необходимости применения системно-деятельностного подхода в современном образовании. Определены особенности реализации системно-деятельностного подхода, его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания в соответствии с ФГОС НОО. В помощь учителю предложена структура школьного урока с подробным описанием каждого этапа. В заключении выявлены возможные ошибки педагогов и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, личностный смысл, технология деятельностного метода, дидактические принципы, результаты обучения. 

 

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой.

«…Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться». Асмолов. 

Школу уже невозможно представить без современных средств обучения: компьютеров, интернета, интерактивных досок и т.д. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход.

Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Он предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?».  Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. 

Суть деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Об этом писали А.Дистервег, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

«Именно понятие деятельности, - подчеркивал В.В. Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер». Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно «активизации деятельности» детей на уроке. Значит, для формирования у учащегося деятельных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Иначе возможно возникновение одной из острых проблем, с которой сталкивается учитель, - бессмысленность сообщаемых знаний для учеников. Смысл может быть только личностным, а большинство школьных знаний обезличенно-нормативные.

Многие дети не стремятся хорошо учиться, потому что не понимают значимости тех или иных конкретных знаний. Преподавание знаний как нечто отвлеченно-научного приводит к тому, что у школьников не возникает понимания ценности того, что происходит на уроке; они не видят связи между изучаемым на различных предметах, не проецируют его на жизнь за порогом школы; выполняют то, что от них требуют, зачастую не вникая в суть дела, то есть формально. Отсутствие личностного смысла ученика на конкретных уроках – это упущение учителя.

Еще классик советской психологии и теории деятельностного подхода А.Н. Леонтьев доказал, что смысл деятельности тождественен ее мотиву, что смыслу нельзя обучить, смысл только воспитывается. Ребенок вынужден его искать, вырабатывать. А учитель может создать условия для этого. Личностный смысл – это глубокое осознание человеком ценности для себя получаемых знаний, пришедшее через личные переживания, и потому оно всегда окрашено эмоциями. Личностный смысл не может быть навязан извне, он вырабатывается ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов «самостроительства» личности.

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

· Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

· Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

· Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

· Принцип минимакса заключается в следующем: школа предлагает каждому ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

· Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

· Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

· Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

I. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение ) – 1-2 минуты.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

· актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

· создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

· устанавливаются тематические рамки («могу»).

Приёмы работы: (учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи; учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Например: Математика, 2 класс, тема: «Прямоугольники».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Начертите прямоугольник.

Почему вы испытываете затруднения?

Какие?

Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник.

Потому что прямоугольники бывают разные.

Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания.

 

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий диалоги;

Примеры подводящего к теме диалога.

Например: Русский язык, 2 класс, тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.

Поставьте в словах ударение.

Подчеркните безударные гласные.

В какой части слова находятся безударные гласные?

Подчеркните их.

Какое правило  мы  не знаем?

Значит, какая сегодня тема урока?

Записывают слова.

Ставят ударение.

Подчеркивают.

Безударные гласные находятся в корне слов.

Подчёркивают.

О правописании безударной гласной в корне.

Правописание безударных гласных в корне слова (Тема урока).

Мотивирующий приём «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут.

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения). На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

· восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

· соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут.

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала),

фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 задания). Самоконтроль, самопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

· Какую задачу ставили на уроке?

· Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?

· Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

· Где можно применить новые знания?

· Что на уроке у вас хорошо получилось?

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий: проектной деятельности; интерактивных методов обучения; проблемно–диалогового обучения; интегрированного обучения на основе межпредметных связей.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения. Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».  

В процессе реализации системно-деятельностного обучения возникают следующие проблемы. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, и не возникало проблем с подготовкой такого учителя – «урокодателя». Но сейчас задача усложняется: учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике. Только перестроившийся внутри учитель будет работать на совершенно ином профессиональном уровне, и только тогда он сможет учить детей учиться. Не менее важно и собственно педагогическое мастерство: учитель должен понимать, что такое межпредметные связи, проектная деятельность, должен владеть современными образовательными технологиями, системно-деятельностным подходом. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.

Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика. «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» (японская пословица).

Существует и вторая «опасность». Создавая урок в соответствии с системно-деятельностным подходом учителям следует быть осторожными. Очень часто в процессе деятельности теряется содержание предмета. Деятельность есть, а ожидаемого образовательного результата она не дает.  Ресурсы Московской электронной школы помогут учителю избежать подобных ошибок. Сценарии уроков МЭШ созданы с учетом деятельности на основе содержания предмета. Интерактивный урок, как конструктор, собирается из элементов содержания с учетом деятельности школьников.

Итак, в условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики, обеспечивает организацию учебной деятельности с четко заданной целью и гарантируемым результатом. Правильный выбор современных образовательных технологий с учетом предъявляемых к ним требований и внедрению их в практику школы позволит успешно решать сегодня основную дидактическую задачу школы в условиях введения ФГОС нового поколения − учить всех обучающихся, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование личности школьника.

 

Список литературы:

1. Васина Н.С. Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1966.

3. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003.

4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: Центр педагогического образования, 2008.

5. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности.

 

. . . . .