Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Организм человека"

Дата публикации: 2024-04-05 07:39:54
Статью разместил(а):
Федорова Александра Юрьевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Организм человека"

Автор: Федорова Александра Юрьевна

 

Цель: дать представление «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов. Формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать представление о внешнем и внутреннем строении тела человека.

2. Сформировать представление внешних и внутренних органах тела (внешний вид, месторасположение в теле человека, выполняемые функции и значение).

3. Сформировать представление о системах взаимной связи всех органов.

4. Сформировать представление о системе органов (опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной).

Развивающие: развивать словесно-логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета.

Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке.

Планируемые результаты:  

1. Предметные: учащиеся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к  внутреннему;  научатся  определять  на  своём  теле  места  расположения  внутренних органов.

2. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

3. Метапредметные:

- Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действий.

- Познавательные: развивать способность анализировать полученную  информацию, выделять существенные и несущественные  признаки, делать правильные выводы.

- Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное  мнение,   уметь  договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.

- Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, модель сердца , фонендоскопы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы должны хорошо потрудиться, поэтому давайте настроимся на работу. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня и так же подарите мне хорошее настроение. Спасибо!

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему урока.

Я, ты, он, она – вместе целая семья.
В слове “Мы” сто тысяч “я”:
Большеглазых, озорных,
Темных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых.
В городах и селах.

Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке? Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о человеке. Что вы хотите узнать о самом себе? 

Нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете, что? Верно, мы – живые организмы, мы – люди и мы одинаково устроены. Хотите узнать как?

Внимание на экран. Что вы видите? (дом)
Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна и т.д.).

То, что мы видим снаружи это внешнее строение дома. Как выдумаете, что находится внутри дома? (мебель, техника, посуда и т. д.). То, что мы можем увидеть внутри - это внутреннее строение дома.

Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее. (на доске таблица: строениевнешнее внутреннее).

Вот сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека.

Цель урока:Узнаем, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему. Научимся определять на своём теле места расположения внутренних органов. 

4. Сообщение темы урока.

А знаете ли вы, как устроены мы с вами? Сегодня на уроке мы узнаем, как устроено тело человека, как работают и взаимодействуют его органы. Посмотрите на экран.9откройте учебник на стр…. прочитайте тему нашего урока.

Тема нашего урока: “Тело и его строение”. Строение человека изучает наука Анатомия человека, а работу ее органов – Физиология человека.

Ученик рассказывает об ученом-физиологе Иване Петровиче Павлове.

4. Изучение нового материала.

А) Внешнее строение тела человека.

Встаньте, пожалуйста. Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи. (высказывания детей) 

Ребята, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова, шея, грудь, живот, спина.

Как назвать по-другому руки и ноги? (конечности)

Так вот, к внешнему строению относятся еще верхние конечности (руки) и нижние конечности (ноги).

Физ.минутка.

Погладьте себя по голове. Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди, покажите спину. Погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногами. Молодцы! Садитесь. 

Б) Внутреннее строение тела. 

Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей)

Тело человека внутри состоит из органов.

1. Мозг. 

Мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.

В какой части тела располагается этот орган?( в голове)

Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, мы дышим. 

2. Лёгкие. 

Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.

Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.

Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. 

У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Их можно сравнить с губкой, при сжатии – уменьшаются в размере, а при разжатии – увеличиваются.

3. Сердце.

Скажите, как узнают, жив человек или умер?

Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. Где оно находится? (в груди в левой части) 

Приложите ладонь к сердцу.( с Сердцем более подробно познакомимся чуть позже)

Скажите, зачем мы кушаем? (Ответы детей) – Верно, мы едим, чтобы жить. Но нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Переработкой пищи занимаются органы нашей “внутренней кухни”. Кто знает, какие это органы? (Ответы детей)

4. Следующий орган – желудок. Главное отделение “внутренней кухни”.

В нем происходит подготовка к перевариванию пищи. Он находится в верхней части живота, под ребрами. Желудок похож на мышечный мешок, который растет по мере поступления пищи. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Возьмите шарик в руки посмотрите. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается.
Какую работу выполняет желудок? (Перерабатывает пищу).
Где располагается желудок? (В верхней части живота, с левой стороны).
Положите ладошку на область желудка.

5. От желудка начинается длинный, извилистый коридор – кишечник.

Его длина более 10 метров. Он состоит из толстой и тонкой кишки. Находится в животе. Он свернут так плотно, что полностью помешается в нем. (Опыт с бельевой веревкой). Он поглощает все ценное из нашей пищи. В тонкой кишке питательные вещества всасываются в кровь. А в толстой кишке накапливаются ненужные вещества.
Что происходит в кишечнике? (Пища переваривается и всасывается организмом).
Где находится кишечник? (В животе).
Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.

И еще один орган – печень. (Презентация, слайд по щелчку). Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет несколько важных функций. Печень очищает кровь от токсических соединений, выделяет желчь.
Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает переваривать пищу в кишечнике).
Где находится печень? (С правой стороны, в верхней части живота).
Приложите ладошку к области печени.

Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы с вами сейчас разбирали. (Мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень).

Зачем нам нужно изучать наше тело?

Е) Зачем нам знать строение тела человека?
Правильно! Чтобы сохранять и укреплять здоровье. А как мы можем это сделать? (Делать зарядку, больше ходить пешком, не пропускать уроки физкультуры, правильно питаться).

Ж) Зачем нам еда?
Мы только что сказали, чтобы быть здоровым надо правильно питаться, а что значит правильно питаться? (ответы детей).
Пища служит для нашего организма своеобразным топливом, которое дает телу необходимую энергию для работы и материал для роста.

Мы сказали, нашему организму не обходимы фрукты, вот мы сейчас с вами и проследим, как путешествует обычное яблоко по пищеварительной системе. Возьмем яблоко. Зубами откусываем и пережевываем, чтобы потом проглотить. Глотаем. А теперь кусочки яблока идут к желудку по пищеводу. В желудке яблоко превращается в полужидкое пюре, затем кашица движется по кишечнику. Тело всасывает из нее все что нужно, а все лишнее для организма выводится.

5. Закрепление.

А теперь мы проверим, как вы хорошо меня слушали. Давайте разделимся на 3 группы и пройдем к пунктам, где нужно будет выполнить задания и более углубленно познакомится с одним из органов.

1) пункт

Внешнее

Внутреннее

   
   

Части тела: Ноги, Руки Спина Мозг Живот Печень Органы Кишечник Желудок Голова Грудь Туловище Сердце Шея Легкие.

На столе лежат карточки с названиями частей тела и органов. Вам нужно правильно распределить таблички.

Следующее задание, я раздам вам кроссворды. Вы должны записать правильные ответы.

2) пункт. Приготовьтесь отгадать  орган:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. Что это за орган?

Эксперимент «Биение сердца».

Как узнают, жив человек или умер?

Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце.

Приложите ладонь к сердцу, послушайте бьется ли у Вас сердце. А теперь послушай сердце своего товарища с помощью фонендоскопа.

Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Сердце — самый мощный в мире мотор. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Масса сердца всего 250 – 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. 

Эксперимент «Моё сердце» (сжимают кулачок и наглядно представляют размер своего сердца). 

Представьте работу автомобиля. Что произойдёт, если закончится бензин? В нашем организме двигается не бензин, а кровь. Если её движение прекратится, то человек умрёт. Сердце – это тот мотор, который заставляет двигаться кровь.

3) Пункт «Тест на компьютере» «Строение человека».

6. Итог урока. Вывод: Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна.

Ребята, а еще я предлагаю заполнить карточки, которые лежат у Вас на столе. И оценить своих одноклассников.

Что я узнал на уроке?

О чем хочу узнать более подробно.

Кто из ребят больше и лучше всех( по Вашему мнению работал на уроке)?

Ребята, а еще я предлагаю заполнить карточки, которые лежат у Вас на столе. И оценить своих одноклассников.

Сегодня вы хорошо поработали на уроке.

7. Домашнее задание: Измерить пульс всем членам семьи и записать в тетрадь.

 

. . . . .