Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2024-04-16 19:52:57
Статью разместил(а):
Сергеева Елена Станиславовна

Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Автор: Сергеева Елена Станиславовна

ГБОУ Школа №558 с углубленным изучением математики Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье показывается важность проектной деятельности с введением ФГОС нового поколения и привлечение родителей к проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, младшие школьники, родители, учитель.

 

В условиях массового введения ФГОС в основной школе каждому педагогу важно чётко себе представлять, каково назначение стандартов, их цель и структура, каковы особенности, на что надо обратить внимание, начиная работать в соответствии с ними. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Главным институтом, где эти качества формируются, является школа.

В национальной образовательной инициативе формулируются и главные задачи современной школы: «раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», и требования к образовательному процессу: «школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». В связи с этим, ФГОС ООО направлен на новые цели и ценности образования и отражает не только сегодняшние, но и перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования.

Основное назначение ФГОС ООО – создание условий для достижения нового качества образования, ориентированного на адекватные современным (и прогнозируемым) запросам личности, общества, государства. ФГОС ООО – это развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что, выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. 

Но начиная работать по проектной технологии в начальной школе, нужно учитывать возрастные особенности младшего школьника. С одной стороны: высокая эмоциональность, развитое воображение, увлечённость.

С другой стороны: быстрая утомляемость, неразвитость моторики, низкая направленность на результат. Самостоятельно ребёнок не может выполнить проект, поэтому, проводя проектную работу, мы обращаемся к семьям ребят.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в проектную деятельность, вселить уверенность в своих силах.

Привлекать родителей к проектной деятельности целесообразно, так как выполнение проекта в основном проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Метод проектов – это не просто интегрированный подход в рамках одной темы для решения педагогических задач с детьми. На наш взгляд, метод проектов содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал, обеспечивающий не только развитие ребенка, но и психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения своих детей. [1, с. 27]

В ходе выполнения проекта родители могут:

- помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

- помочь составить задачи проекта;

- спланировать работу с учетом занятости детей, определение сроков ее выполнения;

- помочь в поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет;

- могут посодействовать ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок,

- обсудить с ребенком достоинства и недочеты работы, обязательно нужно отметить реальные достижения своего ребенка;

- помочь в проведении фото- и видео- съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует; отслеживает выполнение плана; решает оперативные вопросы; помогает в предварительной оценке проекта; участвует в подготовке презентации.

После окончания работы над проектом очень важно подвести итоги, вместе с родителями обсудить вклад каждого члена в копилку общего успеха. Это послужит сближению родителей и ребенка, положительно повлияет на самооценку ребенка, способствует развитию его уверенности, самосознания.

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Совместная работа педагога, обучающихся и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Проектная работа позволяет членам семьи увидеть себя и других с разных сторон, открыть в себе и других неведомые до этого таланты, выработать социальный опыт.

Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Вовлекая родителей в проектную деятельность, меняется позиция родителей: теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, а так же способствует укреплению связи между школьным учреждением и семьями воспитанников.

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу. Дети взрослеют быстро. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы вместе с родителями поможем развиться их исследовательским способностям и талантам. Это залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. 

 

Список литературы:

1. Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта, Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. 109 с

2. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждени. М.: Аркти, 2008.

 

. . . . .