Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования

Дата публикации: 2024-04-18 19:15:33
Статью разместил(а):
Сергеева Елена Станиславовна

Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС

Автор: Сергеева Елена Станиславовна

ГБОУ Школа № 558 с углубленным изучением математики Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье рассмотрены методы и приёмы работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС.

Ключевые слова: одарённые дети, творческий и интеллектуальный потенциал.

 

Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей сегодня чрезвычайно актуальна. Раскрытие и реализация способностей и талантов важны не только для отдельных одарённых детей, но в то же время они важны и для общества в целом. Одарённые дети – это потенциал страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные проблемы. В этом смысле работа с одарёнными детьми крайне необходима.

В настоящее время существует две точки зрения: "Все дети одарены" и "Одарённые дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них считают, что при благоприятных условиях практически любой здоровый ребенок может быть развит до уровня одаренного. Кроме того, одарённость - это особое явление, и в этом случае акцент делается на поиске одарённых детей.

Каких детей считать одаренными?

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество ума, определяющее способность к достижению более высоких и выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими.

Одарённые дети - это дети, которые были определены системой образования как дети, превосходящие по уровню интеллектуального развития других детей того же возраста.

Дети, отнесенные к категории одарённых, поступают в начальную школу. Они превосходят большинство по интеллектуальным, творческим и проявляющимся способностям, у них преобладают активные и не насыщаемые познавательные потребности, они испытывают радость от умственного труда. Их отличает умение формулировать свои мысли и демонстрировать способность применять знания на практике. Для них характерно острое восприятие окружающего мира, способность концентрироваться на нескольких видах деятельности одновременно, высокий порог восприятия и длительная концентрация внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей и развитие их одарённости должно начинаться уже на ранних этапах обучения.

Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений в работе. В школах должна быть выстроена система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Выявление одарённых детей и организация систематической работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявлять одарённых детей необходимо  уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, языка, памяти, логического мышления, общения с родителями и т.д.

Младший школьный возраст – это период поглощения, накопления и усвоения знаний, то есть поддержание и развитие одарённого образования является важнейшей задачей общества. Главная задача учителей начальной школы - способствовать развитию каждой личности. Поэтому, хотя важно определить уровень способностей детей и их разнообразие, не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей ярко выражена потребность в исследовательской и поисковой деятельности. Это одно из условий, позволяющих ученикам погрузиться в творческий процесс обучения и развить стремление к познанию, открытиям, активному умственному труду и самопознанию. В образовательном процессе развитие одарённого ребенка – это развитие его потенциала внутренней активности, то есть способности быть автором, творцом и активным созидателем собственной жизни, ставить цели и находить пути их достижения, иметь свободу выбора и ответственность за них, максимально использовать свои способности следует рассматривать как развитие. Поэтому методы и формы работы педагога должны способствовать решению поставленных задач. Для данной категории детей желательны такие методы работы, как:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

 Очень важны:

- предметные олимпиады;

- интеллектуальные марафоны;

- различные конкурсы и викторины;

- словесные игры и забавы;

- проекты по различной тематике;

- индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

- работа с родителями одаренных детей.

Работу с одарёнными учениками можно начинать с диагностики их одарённости. Для этого надо наблюдать за учениками на уроках и во время внеклассных мероприятий. Это позволяет выявить склонности, способности и интересы учеников. Важным аспектом работы с одарёнными учениками является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. Успешность обучения таких учеников во многом зависит оттого, как построено обучение. Чтобы мотивировать их, используются следующие приёмы:

- Рейтинг ученика.

- Почетные места в классе;

- Классный час по самоопределению;

- Разработка портфолио и последующая презентация.

На этом этапе организуются классные и внеклассные мероприятия, позволяющие детям реализовать свой потенциал в различных сферах деятельности и развивающие творческие и познавательные способности учеников. Весь образовательный процесс и его психологическое сопровождение строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка и закладывают основу для поддержки, развития его способностей и реализации его потенциала.

Учитывая психологические особенности одарённых детей, крайне важно создавать на уроках ситуации познавательного затруднения. Этот прием позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, что в свою очередь дает возможность творчески приобретать знания, умения и навыки, развивать мыслительные способности.

Одной из форм совместной работы с одаренными детьми является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации их личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Использование разнообразных методов работы – наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой - помогает дифференцировать обучение и максимально использовать личностный подход. Большое внимание уделяется дискуссиям, групповым обсуждениям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию в различных контекстах. Уроки-исследования позволяют решать серьезные проблемы и исследовательские задачи, а жажда "познать тайну" превращает ребенка в "исследователя". Успешное выполнение таких заданий формирует "интеллектуальное" удовольствие, положительную эмоцию.

Использование дидактических игр дает возможность развивать произвольность психических процессов, таких как внимание и память, а также находчивость, смекалку и сообразительность. Творческие задания, занимательные эксперименты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку и чтению используются для поддержания интереса к предмету и развития природных способностей учащихся. Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, мозговые штурмы, задания на логическое исследование и нестандартные задачи используются для того, чтобы каждый мог проявить свои способности.

Одним из новых подходов к обучению одарённых в школе является проективный метод. Этот метод используется на разных этапах обучения, при работе с учениками и с материалом различной сложности. Метод адаптирован к особенностям практически всех учебных предметов и в этом отношении обладает универсальными характеристиками.

В процессе обучения одарённых учеников принципиально важным является использование информационно-коммуникационных технологий на всех этапах учебного процесса (например, при изучении нового материала, запоминании, повторении и управлении). Такие технологии широко распространены в начальной школе и успешно используются на всех предметах.

Всё выше перечисленное - лишь краткое описание методов и приёмов работы с одаренными детьми. Несомненно, работа с одарёнными детьми сложна, но богата развивающими идеями не только для учеников, но и для учителей и родителей. Грамотно организованная и систематически проводимая работа по развитию одаренности повышает стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает их творческие и проектно-исследовательские способности.

Важно, чтобы занятия с одаренными детьми активизировали и поддерживали самостоятельность, смелость отходить от общепринятых шаблонов и искать новые решения. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

 

Список литературы: 

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 2007.

2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

 

. . . . .