Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Диагностика иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников

Дата публикации: 2024-05-07 10:05:51
Статью разместил(а):
Ташкенова Александра Владимировна

Диагностика иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников

Автор: Ташкенова Александра Владимировна

МБОУ СШ № 155, г. Красноярск

Аннотация: В статье описана важность развития коммуникативной компетентности у младших школьников, а также приведены диагностические методики, которые способствуют выявлению уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся. Данные в статье диагностические методики модифицированы для использования при изучении иностранного языка и могут отразить уровень сформированности уровня коммуникативной компетентности у младших школьников, а также проявить основные направления дальнейшей работы по повышению данного уровня.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, младший школьный возраст, английский язык, диагностические методики, модификация методик.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Коммуникативная компетентность как одно из важнейших качеств личности заключается в умении учащихся слушать собеседника и способности личности к речевому взаимодействию [5]. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для освоения базовых коммуникативных компетенций благодаря высокой потребности к речевой деятельности и общению, обусловленной психологическими особенностями данного периода жизни детей. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности учащихся является одной из основных задач начального общего образования.

Однако, практика работы в образовательных учреждениях показывает, что учащиеся младших классов часто испытывают трудности в выражении своих мыслей посредством устной и письменной речи. Многие учащиеся младшего школьного возраста боятся вступать в диалог и не могут правильно задавать вопросы или отстаивать свое мнение аргументами, не обладают навыком слушать собеседника.

В то же время, начальная школа является периодом начала изучения иностранного языка. Поскольку любой язык в первую очередь является средством коммуникации, недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности препятствует успешному обучению английскому языку на самых первых этапах, что неизбежно влияет на эффективность дальнейшего обучения предмету. Данная проблема обуславливает задачу найти эффективные способы диагностики коммуникативной компетентности в иноязычном образовании на уроках английского языка для планирования и организации эффективной работы, которая будет направлена на формирование и развитие данной компетентности.

Для использования на уроках английского языка предлагаются следующие диагностические методики: методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, методика «Дорога к дому» Г.В. Бурменской, а также авторские методики «Портрет монстра» и «Чья сумка?». Рассмотрим содержание полученных методик подробнее.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман проводится в виде предоставления индивидуального задания паре детей – рисунка рукавички, которую необходимо украсить орнаментом. Двум учащимся предоставляют по одному изображению рукавички (пара) и дают цель украсить их так, чтобы они были идентичными. Для использования данной методики в рамках иноязычного образования мы добавляем дополнительные инструкции для детей: обсуждение узоров проводится только на английском языке, на основе такой изученной ранее лексики, как названия цветов (red, orange, yellow, green, blue, purple, pink, brown, black, grey, white) и нескольких форм (circle, triangle, square, star, heart, flower). Данная методика нацелена на детей начальной школы 7-9 лет. Ученики получают изображение (пара рукавиц) и набор письменных принадлежностей (цветные карандаши).

В процессе выполнения работы деятельность оценивается по следующим критериям:

- продуктивность парной работы оценивается по уровню сходства узоров на изображениях;

- умение детей к совместному общению, а также отстаивать свою позицию и приходить к общему мнению, используя только английский язык;

- взаимный контроль в процессе выполнения работы;

- умение проявить помощь участнику в процессе выполнения совместной работы;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: какие чувства испытывают дети в результате совместной деятельности.

В качестве показателей данной диагностики можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности на иностранном языке: высокий (рукавички идентичны; дети совместно участвуют в процессе обсуждения вариантов итоговой работы, не прибегая к использованию русского языка), средний (сходство неполное, имеются заметные различия, дети время от времени вынуждены использовать русский язык, чтобы договориться), низкий (в узорах доминируют различия или полностью отсутствует сходство; детям сложно работать в парной работе и прийти к общей деятельности; дети практически не используют английский язык, так как могут донести друг другу свои мысли только на русском языке).

Методика Г.В. Бурменской «Дорога к дому» проводится в виде выполнения индивидуального задания в паре: составление общего узора путем совместного обсуждения работы. Детям, занимающим места друг напротив друга за перегородкой, дают по карточке. Одному – карточка с изображением пути к дому, второму – карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги.

В рамках предмета «английский язык» данное задание целесообразно использовать при работе с учащимися 3-4 класса, после изучения лексики по теме «В городе» (house, flat, hospital, shop, café, playground, park, street, station, school) и предлогов места и направления (up, down, over, away, from, toward, past, into, out of, around, on, off, across, through, under, to the left, to the right).

В процессе проведения работы оценивается совместная деятельность младших школьников по следующим критериям:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

  • способность строить понятные для партнера высказывания только на английском языке, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

  • умение задавать наводящие вопросы с целью получения необходимой информации от собеседника;

  • способы взаимного контроля в результате выполнения совместной работы, а также способность к помощи партнеру;

  • личностное отношение к совместной деятельности: какие эмоции переживают учащиеся в процессе совместной коммуникативной деятельности.

В качестве показателей данной диагностики можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности: высокий (узоры соответствуют образцам; в процессе речевого взаимодействия получают необходимую информацию от собеседника для достижения результата, используя только английский язык), средний (имеется некоторое сходство узоров с образцами; возникает трудность в постановке вопроса собеседнику и получения полной информации от партнера, периодически приходится прибегать к использованию русского языка), низкий (узоры полностью отличаются от заданного варианта; речевое взаимодействие слабое, формулируется в недоступной для собеседника форме, дети могут понять друг друга только с использованием русского языка).

«Портрет монстра» проводится в виде выполнения задания в паре: составления изображения путем совместного обсуждения работы. Данное задание проводится после изучения лексики по теме «Тело и внешность» (body, head, legs, arms, hands, feet, hair, ears, eyes, mouth, nose, teeth, face, big, small, short, long, fat, thin). Первому участнику дают лист белой бумаги, второй участник начинает описывать выдуманное существо. Первый участник должен нарисовать монстра в соответствии с описанием второго участника. Первый участник может дополнительно задавать вопросы партнеру. Затем дети меняются ролями. Данная методика направлена на младший школьный возраст детей 7-10 лет.

В процессе проведения работы оценивается совместная деятельность младших школьников по следующим критериям:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных животных с их описанием;

  • способность строить понятные для партнера высказывания на английском языке;

  • умение задавать наводящие вопросы с целью получения необходимой информации от собеседника;

  • способы взаимного контроля в результате выполнения совместной работы, а также способность к помощи партнеру;

  • личностное отношение к совместной деятельности: какие эмоции переживают учащиеся в процессе совместной коммуникативной деятельности.

В качестве показателей данной диагностики можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности: высокий (рисунки  соответствуют описанию; в процессе речевого взаимодействия получают необходимую информацию от собеседника для достижения результата, используя только английский язык), средний (имеется некоторое сходство изображений с описанием животного; возникает трудность в постановке вопроса собеседнику и получения полной информации от партнера, время от времени дети вынуждены переходить на русский язык), низкий (изображения полностью отличаются от заданного варианта; речевое взаимодействие слабое, формулируется в недоступной для собеседника форме, коммуникация ведется преимущественно на русском языке).

Методика «Чья сумка?» может быть использована при работе с учащимися 3-4 классов и проводится в группе 12-15 человек, разделенной дополнительно на 4 подгруппы. Дети должны быть знакомы с правилами использования времени Present Simple и названиями наиболее распространенных рутинных занятий и фактов. Каждая подгруппа получает пакет/сумку с различным набором вещей. Как пример наполнения сумок предлагается:

Первая сумка – линейка, дневник с изображением машины, спиннер, наушники, фигурка персонажа из игры «Among us», цветные карандаши.

Вторая сумка – билет на концерт классической музыки, красная ручка, книга на английском языке, два пакетика чая, шоколадка.

Третья сумка – пакетик растворимого кофе, кроссворд, билет в кино, папка с надписью «Documents», коробка из-под витаминов для собак, абонемент в бассеин.

Четвертая сумка - розовое кольцо из бисера, губная помада, листок с проверочной работой по математике с оценкой «отлично», сборник стихов, зубная паста для кошек, нотная тетрадь с изображением скрипки.

На доске развешаны портреты разных людей и подписаны их имена. Среди них мальчик младшего школьного возраста по имени Steve, девочка старшего школьного возраста по имени Jessie, учительница английского языка Mrs. Frown и охранник Mr. Sharp.

Дети внутри каждой группы должны рассмотреть содержимое своей сумки и назвать как можно больше фактов о человеке, который ее потерял. В результате перечисления фактов группа должна прийти к выводу о том, кто является хозяином данной сумки и почему.

В процессе выполнения работы деятельность оценивается по следующим критериям:

- продуктивность командной работы оценивается по уровню совпадения предметов с предполагаемым хозяином;

- способность детей к совместному общению, а также умение отстаивать свою позицию и приходить к общему мнению, используя только английский язык;

- взаимный контроль в процессе выполнения работы;

- умение проявить помощь другому участнику в процессе выполнения совместной работы;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: какие чувства испытывают дети в результате совместной деятельности.

В качестве показателей данной диагностики можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности на иностранном языке: высокий (хозяин найден верно; дети совместно участвуют в процессе обсуждения личности и привычек хозяина вещей, не прибегая к использованию русского языка), средний (хозяин найден не сразу, имеются заметные ошибки в построении логичных предложений и перечислении фактов; дети время от времени вынуждены использовать русский язык, чтобы договориться), низкий (хозяин найден с 3-4 попытки или не найден вообще; детям сложно работать в группах и прийти к общей деятельности; дети практически не используют английский язык, так как могут донести друг другу свои мысли только на русском языке).

 

Список литературы:

1. Боровская Е.Р., Гайнуллова Ф.С. Природоведческая книга на уроках литературного чтения //Начальная школа. 2020. № 9. С. 56-58.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника: монография / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд.-во Института практической психологии, 2011.574 с.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: монография. М.: Педагогика, 2013. 277 с.

5. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М.: АСТ, 2012. 421 с.

6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: практ. Пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. 329 с.

7. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: автореферат дис. д-ра пед. наук. Ижевск, 2010. 221 с.

8. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2014. № 11. С. 12– 17.

9. Ильенко Н.М. Проблемы формирования коммуникативной компетентности школьника педагогом начального общего образования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. №21 (242).

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site