Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние информатизации на формирование базовых учебных навыков школьников

Дата публикации: 2022-02-02 14:54:37
Статью разместил(а):
Маслова Анастасия Александровна

Влияние информатизации на формирование базовых учебных     навыков школьников

Автор: Маслова Анастасия Александровна

МБОУ "СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского", г. Курск

 

Наша цивилизация и культура, в которой мы до сих пор живём, основывается на слове – устном и письменном (рукописном и печатном). Поэтому чтение и письмо являются главными культурными и одновременно базовыми учебными навыками, определяющим успешность учебно-познавательной деятельности и всего образования человека. Эти навыки, а также счёт являются базовыми ещё и потому, что их освоение закладывает фундаментальные основы для развития мозга ребёнка и во многом – его личности. В процессе становления и закрепления базовых учебных навыков у ребёнка формируются сосредоточенность и дисциплинированность, сообразительность и память, умение обрабатывать и осмысливать информацию и многие другие способности и привычки, отражающиеся в интеллекте, поведении и характере.

Изменения в процессах и их результатах с наступлением «цифры».

Информатизация привела к тому, что письму уделяется всё меньше и меньше внимания. Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще.

Осенью 2016 г. в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный. Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью. В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму. Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами – вся Великобритания пишет именно ими.

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамоте. Но вплоть до 1950-х гг. письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали методистов нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию, потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990 – 2000-е гг. пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е гг. этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет. Похоже, письмо от руки скоро превратится в редкое искусство. На освоение письма в школах тратят немного времени – всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой …

От замены ручного письма печатанием меняется:

Во-первых, печатать на клавиатуре и писать от руки – это два очень не похожих навыка, и они требуют различной зрительно-моторной координации. Когда мы пишем от руки, наше зрительное внимание и двигательная активность сосредоточены на кончике карандаша (ручки). При этом мы даже можем чувствовать структуру бумаги, будто на этом кончике у нас расположен сенсор. А когда мы печатаем, наша зрительная и двигательная активность разъединены: глаза сосредоточены на экране, а двигательная активность – на клавиатуре.

При вводе текста на компьютере мы получаем немедленный результат. А написание от руки – это медленный и высококоординированный зрительно-моторный процесс, в чём и заключаются его образовательно-развиваюшие преимущества.

Во-вторых, буквы легче выучить, если их писать рукой. Нейробиологические исследования, проведённые с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показали, что узнавание букв, которые были выучены путём написания их от руки, приводит к усилению активности в моторных участках головного мозга. Если буквы были выучены путём ввода на клавиатуре, активизации не происходило.

Из этого можно сделать вывод, что только формирование букв с помощью карандаша (ручки) прокладывает моторные следы памяти, которые во время воспроизведения букв активизируются и облегчают узнавание букв по их визуальному образу. Этот дополнительный моторный след памяти, содействующий освоению чтения, не формируется, если буквы вводили посредством клавиатуры, потому что движения, необходимые для нажатия на клавишу, не имеют никакого отношения к формированию букв.

В-третьих, в процессе освоения письма карандашом или ручкой ребёнок также учится распознавать образы. На клавиатуре буква «А» всегда одинакова. В процессе письма ребёнок узнаёт, что существует много разных способов написать «А», и учится распознавать эту букву даже в кромешных каракулях. По сравнению с печатанием обучение письму гораздо лучше развивает навык распознавания букв и позволяет надолго запомнить их. Так закладывается более прочная основа для развития чтения. И не только чтения. Умение распознавать образы и прочно запоминать буквы создаёт фундамент для развития многих языковых навыков более высокого порядка, а также способности абстрагирования.

В-четвёртых, как считает Т. Компернолле, неспешный процесс ручного письма лучше подготавливает мозг для «медленного мышления» (так обозначается деятельность рефлексирующего мозга). Многие по собственному опыту знают: гораздо проще осмыслить и запомнить что-либо, когда делаешь заметки на бумаге. Ведение заметок на ноутбуке может увеличивать количество текста, но негативно отражаться на его запоминании, осмыслении и, самое главное, на «медленном мышлении». В середине 2010-х гг. психологи Пэм Мюллер и Даниэль Оппенгеймер из Принстонского университета провели серию экспериментов и обнаружили, что конспектирование с использованием ручки и бумаги отличается от конспектирования на ноутбуке меньшим количеством текста, но лучшим запоминанием фактов и концептуальным осмыслением. Исследователи пришли к выводу, что ручка и бумага заставляют людей не только записывать, но и одновременно обрабатывать информацию.

Поэтому записывать от руки – это очень полезно, даже если почерк плохой, а печатать быстрее.

Кроме того, учащиеся станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее все го, не сможет писать грамотно.

Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Поэтому те, кто часто пишет рукой и записывает лекции, держат в тонусе и развивают абстрактное мышление. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

ИКТ существенно меняют навык чтения и в целом отношение к этой деятельности. Само восприятие информации у детей-пользователей цифровых устройств становится всё более и более поверхностным. Как пишет М. Шпитцер, из-за цифровых технологий и интернета «наше восприятие информации постепенно становится всё более и более поверхностным. Раньше тексты читали, сегодня их бегло просматривают, то есть скачут по верхам. Раньше в тему вникали, сегодня вместо этого путешествуют по интернету (то есть скользят по поверхности информации; появилось даже слово «сёрфить»)».

Подобным обучением закрепляется так называемое «клиповое мышление» у ребёнка, означающее восприятие мира через короткие яркие образы и послания видеоклипов и теленовостей. Мир в этом случае воспринимается не целостно, а маленькими блоками не связанных между собой событий, сменяющих друг друга без логической связи. Он превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. В результате ребёнок, не имея возможности осмыслить какую-либо тему, привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Западные исследователи уже определили современных детей как поколение «Википедии», которое «гуглит» и книг не читает.

Самая серьёзная проблема, по поводу которой бьют тревогу учителя, заключается даже не в том, что дети мало читают и плохо запоминают, а  в том, что они не понимают смысла прочитанного, плохо понимают чужие мысли и написать изложение для них – это сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. Многие студенты не в состоянии освоить (понять и осмыслить) объёмные тексты и тем более – сформулировать собственные мысли на основе прочитанного.

Во-вторых, это связано с обучением по электронным текстам в Сети, при котором ребёнок поверхностно воспринимает прочитанное. При работе с бумажной книгой тактильная связь с ней работает лучше, и ребёнку проще запомнить то, что он прочитал. Мозг запоминает не столько фактуру (содержание информации), сколько её расположение на странице, так ему легче структурировать информацию. Ребёнку удобнее следить за процессом «книжного» чтения и контролировать его, так как он может делать пометки, отмечать страницы, он погружается в смысл написанного, понимает и запоминает его.

При работе с текстом в компьютере, смартфоне и планшете, в силу наличия в тексте множества ссылок, невозможно сосредоточиться на непрерывном восприятии содержания. В итоге истинного понимания прочитанного нет, и в памяти ничего не задерживается. Специальные исследования показали, что человек, постоянно подключённый к Сети, текст не читает, а сканирует его, как робот: выхватывает отовсюду разрознённые куски данных. Страницы на мониторе не прочитываются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы – посмотреть, «чем дело кончилось». Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв не осилил». Получается замкнутый круг: писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читающих, но и пишущих.

Особенно вредно влияет на обучение интерактивная доска (смартборд) – огромный плоский экран с подключённым к нему компьютером, который заменяет в классной комнате доску. Если он используется с ноутбуком, то на обоих устройствах можно отображать одинаковую информацию, и отпадает необходимость переносить данные с доски в тетрадь. На экране в один миг показываются подготовленные картинки, детали которых ученики могут обрабатывать, если эти детали запрограммированы как «объекты», которые с помощью мыши можно перемещать по экрану.

Однако не стоит огульно обвинять ИКТ в том, что сегодняшние дети не очень любят читать. Проблема здесь, считает М.М. Безруких (директор Института возрастной физиологии РАО), не только в гаджетах и невнимательности, но и в методике обучения «скоростному чтению». Эта методика рассматривает скорость чтения в качестве главного критерия сформированности навыка чтения, что не всегда соответствует зрелости психофизиологических механизмов и функций (восприятие, внимание, память, способность к организации деятельности и др.), необходимых для формирования чтения. Этот навык складывается постепенно и медленно. Умение складывать буквы в слова – это ещё не чтение в полном смысле, а механический навык, при котором ребёнок «может» читать, но не понимать. Такое «чтение» трудно, бессмысленно, не доставляет удовольствия и поэтому полюбить его почти невозможно.

Примерно треть детей могут научиться читать сами в четыре-пять лет. Но большинство готово к овладению этим сложным навыком к шести-семи годам, а некоторые – не раньше восьми лет. Эта готовность связана с определённым уровнем развития мозга и ряда когнитивных функций (восприятие, внимание, память и др.). Об этом должны помнить родители и работающие с дошкольниками педагоги дополнительного образования, которые нередко заставляют читать трёх-четырёхлетних детей и огорчаются их неудачам, а фактически формируют «нелюбовь» к чтению.

С появлением калькуляторов и первых поколений компьютеров – электронно-вычислительных машин (ЭВМ) статистически заметным стало ухудшение навыка счёта у учащихся всех возрастов. Более того, «продвинутые» родители и школьники стали относиться к навыку счёта, как устного, так и письменного (в столбик, по формулам) как к бесполезному анахронизму. Поэтому, например, во Франции 49% второклассников (семилеток) не умеют считать в уме. Не лучше ситуация в других европейских странах, а также в США, где в связи с этим с 2014 г. в начальных школах введено правило ежедневного 15-минутного устного счёта.

Конечно, электронные устройства с функцией счёта справляются гораздо лучше человека. Но уметь считать в уме всё равно важно и полезно. Например, существуют так называемые «ошибки ввода». Независимо от того, каким счётным устройством мы пользуемся (счётами, логарифмической линейкой, калькулятором на смартфоне), во избежание недоразумений предварительно нужно прикинуть в уме хотя бы порядок результата. То есть знать, что примерно должно быть в ответе – сотни или тысячи …

Практикующие педагоги знают, что развитый навык устного счёта – одно из условий успешного обучения детей не только в начальных, но и в старших классах. Учащиеся, хорошо считающие в уме, быстро овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, в которые входят вычисления. Устный счёт способствует развитию памяти (запоминаются повторяющиеся комбинации, что ускоряет вычисления), мышления, сообразительности, математической зоркости и в целом интуиции, а также наблюдательности, инициативы и других личностных качеств ребёнка. Поэтому, несмотря на технические соблазны и искушения, необходимо поддерживать важную роль и заслуженное место устного счёта как в школьном, так и домашнем обучении. Тем более, что это занятие нравится детям и легко соединяется с соревновательно-игровыми формами учебной деятельности.

Таким образом, в образовательном процессе, ориентированном на формирование базовых учебных навыков, необходимо сохранять и культивировать традиционные (они же – классические) культурные практики: письмо от руки, чтение книг, счёт в уме (а ещё живое общение, рукоделие или ручной труд, обучение с помощью «живой книги природы» и др.). Они наиболее соразмерны потребностям развития (не адаптации!) личности растущего человека, а также обеспечивают трансляцию образцов культуры от старшего поколения к младшему и связь поколений. ИКТ, точнее цифровые средства массовой информации и коммуникаци (СМИиК), вмешиваясь в этот процесс в качестве своеобразных «протезов», выполняют часть работы за ребёнка и тем самым искажают деятельность и её субъектно-личностные результаты.

 

Литература:

1. Пашков А.Г. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Часть 1. Курск, 2019. Главы 5,6.

2. Безруких М. Технические новинки не делают ребёнка более творческим и самостоятельным // Дети в информационном обществе. Ежеквартальный журнал. Вып. №28 «Воспитать Цезаря». – С. 18-23.

 

. . . . .