Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование soft skills на уроках английского языка

Дата публикации: 2022-04-19 15:19:38
Статью разместил(а):
Монина Вера Юрьевна

Формирование soft skills на уроках английского языка

Автор: Монина Вера Юрьевна

МБОУ "СОШ № 1" с. Мраково

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о необходимости развития гибких навыков на уроках английского языка. Так же в статье приводится личный опыт применения модели 4К: креативного, критическое мышления, работы в команде, коммуникации.

Ключевые слова: гибкие навыки, критическое мышление, работа в команде, английский язык.

Тематическая рубрика: средняя школа.

 

Басня «Лебедь, рак и щука» Ивана Андреевича Крылова.

Какие навыки развиты у этих героев? (Базовые). В современном мире их называют «hard skills» - «жесткие навыки», базовые, профессиональные, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения хард скиллс необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно будет проверить с помощью экзамена.

А какие навыки у наших героев не развиты? Лидерские качества, работа в команде, эффективное мышление. Эти навыки называют «SOFT SKILLS» в переводе означает «мягкие навыки» универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями.  

Основной задачей образования является не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Мы можем добиться этого. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию софт скиллс.

Целью моей методической мастерской является - поделиться опытом применения технологий и методов по формированию soft skills у учащихся на уроках английского языка. Исходя из цели я поставила следующие задачи:

1. Определить пути решения данной проблемы.

 2. Показать применение на своем опыте.

3. Обобщить результаты и выводы.

Впервые употребление понятия"soft skills" зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills). Однако термины прижились и за пределами военного круга.

В России же исследованием проблем «гибких» навыков (soft skills) в разное время занимались ученые, с именами которых вы можете ознакомиться на слайде.  

Изучая их труды, для себя я выделила несколько навыков soft skills, над формированием которых я и работаю на своих уроках. Наиболее четко они представлены в модели «4 К», в которой рассмотрены основные ключевые компетенции, необходимые для плодотворной деятельности в современном мире.

 К ним относятся :

- communication (коммуникация);

- creativity (креативность);

- сooperation (сотрудничество);

- criticalthinking (критическое мышление).

Возникает вопрос с помощью чего мы можем развить данные компетенции на уроках английского языка?

Решением может послужить обучение коммуникации. Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. На своих уроках я обучаю монологической, диалогической речи, например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация делится на 2 вида:общение и ораторское искусство. Именно к этому виду общения относится Исследовательская деятельность, которой я занимаюсь всю профессиональную деятельность. Она стимулирует интересы школьников и развивает желание учится.

Работая над исследованием, ученик не только находит решение проблемы, но и применяет теоретические знания на практике во время уроков иностранного языка. Я являюсь научным руководителем исследовательских работ по английскому языку. За годы своей практики были написаны 7 исследовательских работ, которые были удостоены школьными, районными и республиканскими грамотами. В научно-практических конференциях Альмухаметова Линара приняла участие различного уровня. Сейчас она обучается в 9 классе, и я могу отметить, что навыки коммуникации у нее достаточно хорошо сформированы.

На протяжении всей жизни мы находимся в коллективе. Важно с юных лет уметь эффективно общаться и понимать окружающих. Следующей ключевой компетенцией является сотрудничество, то есть - УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ. Например, инсценирование произведения. В процессе инсценирования произведения дети учатся работать в команде, слушать и слышать друг друга, знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Два года подряд учащиеся нашей школы участвовали на Муниципальном этапе конкурса «Листая страницы любимых книг» и занимали призовые места. В прошлом году команда нашей школы принимала участие в республиканском конкурсе «Юные лидеры» организованном БГПУ, и учащиеся достойно представили наш муниципалитет. Также в прошлом году учащиеся 8 класса поучаствовали в районном конкурсе первых мини дебатов  и уже в этом году они выбрали английский язык для сдачи ОГЭ. 

Важнейшим направлением работы учителя в формировании soft skills является развитие критического мышления учащихся. В своей работе я использую шестиугольное обучение. Оно позволяет включить учащихся в активную работу, т.е. формировать у детей устойчивый познавательный интерес. А это в свою очередь помогает в формировании и развитии «мягких навыков». Метод шестиугольного обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

Данную технологию я использую на своих уроках начиная со 2 по 9 классы, а также во внеурочной деятельности, подготовке к ОГЭ по английскому языку. С более полным ее применением у меня на практике вы можете ознакомиться на моем личном сайте. Пройдя по QRкоду на слайде.

Многие учащиеся, которые без труда выполняют задания по лексике и грамматике, не обладают ключевой компетенцией - креативностью. И чтобы ее развить, на уроках мы выполняем различные задания направленные на развитие творческого мышления. Они всегда очень интересны и доставляют массу положительных эмоций педагогам и учащимся. Здесь я применяю различные задания: мозговой штурм, вторая половинка фото, заголовок, споры. 

Использование языка — уже творческое действие, так как это создание чего-то нового (текста, высказывания, и т.д.) Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций, когда учащимся нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против.

Со своими учащимися мы участвуем во всевозможных дистанционных конкурсах. Это 8 Международный конкурс «Старт», международная олимпиада по английскому языку,  Международный конкурс «British Bulldog», всероссийский конкурс «Знание – сила» от ИРО РБ. А в ноябре месяце Сингизов Денис принял участие во всероссийском конкурсе художественного поэтического перевода «Странник - литератор» посвященного 190-летию со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы. Эти ребята почувствовали уверенность, открыли для себя новый формат применения своих знаний. Креативные задания повышают мотивацию детей к изучению английского языка.

Ну и конечно нельзя добиться высоких результатов  без личного примера, учащиеся должны видеть перед собой яркую, творческую, стремящуюся к саморазвитию, а самое главное, любящую свой предмет личность учителя. Именно таким педагогом я стремлюсь быть для своих учеников. Ежегодное участие на олимпиадах для учителей английского языка, проведение различных мероприятий как школьного, так и районного уровня, занятие спортом, участие в профессиональных конкурсах.

Результатом использования модели 4К и личного примера я вижу участие и победы моих учеников на республиканских конкурсах. Ежегодные победы в МАН на различных уровнях. Победы в театральных конкурсах «Листая страницы любимых книг», в различных мероприятиях, олимпиадах.

Данный опыт был представлен мной на заседаниях школьного методического объединения. В ноябре на заседании районного методического объединения я выступила с докладом «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка». На педагогическом совете с докладом «Развитие творческого мышления на уроках английского языка». Так же мною был проведен классный час в 5 классе на тему «Правила работы в сплоченном коллективе».

Свой опыт я распространяю на страницах журнала 1 сентября, также на сайте инфоурок, личном сайте. Отрадно отметить, что учителя, используя мои методы подготовки к конкурсам также занимают совместно с детьми занимают призовые места. Вывод: Я думаю, что развивая у ребенка навыки коммуникации, работы в команде, сотрудничества, критическое мышление, можно обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.

 

. . . . .