Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мозаичный класс: обучение в сотрудничестве

Дата публикации: 2022-04-23 08:49:40
Статью разместил(а):
Кабанина Наталья Сергеевна

Мозаичный класс: обучение в сотрудничестве

Автор: Кабанина Наталья Сергеевна

МОБУ "Гимназия № 5", г. Давлеканово

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о возможных формах работы, которые будет уместно применять на уроках родного языка. В центре внимания - работа по технологии "Мозаичный класс".

Ключевые слова: родной язык, технология мозаичный класс.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Каждый участник образовательного процесса является его частью. Работу на уроке можно сравнить с составлением мозаики.  

Основные принципы технологии "Мозаичный класс":

- Общность целей и задач

- Индивидуальная ответственность 

- Равные возможности для достижения успеха 

- Позитивная взаимозависимость

- Одновременное взаимодействие.

Через технологию «Мозаичный класс» можно достаточно продуктивно реализовывать поликультурный компонент. Ведущей идеей технологии является самостоятельная переработка учащимися знаний на культурологической основе (диалог культур) и конструирование собственного знания.

1. Фрагмент урока русского языка. Повторение темы «Осложненное предложение». 

Класс делится на группы.

Вид осложнения

Примеры из текста № 1

Примеры из текста № 2

Примеры из текста № 3

Примеры из текста № 4

Однородные члены предложения. Вводное слово. Обособленные члены предложения.

Текст № 1. Согласно традициям северных народов, природа является живой. Все вокруг имеет свою душу: озера, тайга, поля и равнины. В связи с этим магические обряды общения с духами, их задабривание, кормление - это своего рода нравственные уроки и правила для каждого. Очень интересными с точки зрения религиозного культа и его особенностей были ненцы. Отличительной особенностью этого этноса были интересные легенды о героях прошлого, бившихся с богами и злыми духами. К слову, ранее ненцы проживали на территории современной Тюменской области.

Текст № 2. В горах Осетии спрятана священная пещера. По преданию, в этой пещере во времена нашествия Тимура женщина (ее называют Задалеская нана) спасла детей — сирот Алании. Считается хорошим знаком, если, поднимаясь к той пещере, человек видит, как в небе закружит орел. Осетинки приходят в это святое место с разыми просьбами: о семейном благополучии, о счастье, о здоровье. Если в супружеской паре несколько лет нет детей, они по обычаю приходят в эту пещеру с тремя пирогами и молоком. Обращаются к Задалеской нана и, в течение года, их проблема решается.

Текст № 3. Интересны обычаи карелов, очень трепетно относящихся к семье. Часто несколько поколений живут вместе, таким образом, размер карельской семьи может достигать 40-50 человек. В настоящее время эта традиция постепенно утрачивается, и карелы начинают жить малыми семьями по 3-4 человека. Имуществом совместно владели все члены семьи: и старшие, и младшие. Главу семьи – старшего мужчину – принято было уважать и почитать, но авторитарной власти над младшими членами семьи он не имел. Браки заключались в основном по расчету, но при этом молодых людей никогда не принуждали.

Текст № 4. В традиционной культуре бурят «хозяина тайги» чаще всего представляли огромным седобородым старцем, разъезжающим на лошади, добрым, но не терпящим грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневать его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, особенно на таборе, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья возле табора, нельзя было хвастаться, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние. Были обязательны обряды угощения «хозяина тайги». Полагали, что «хозяин тайги» щедро одаривает тех, кто ему понравится. Жертвоприношения хозяину тайги приносили и на месте охоты. При всем стремлении к получению богатой добычи нельзя было преступать меру дозволенного: убивать зверей понапрасну, оставлять подранков. Буряты верили, что на каждого охотника в жизни отпущено определенное количество зверей, если он убьет больше, то может расплатиться своей жизнью или жизнью своих детей.

ВЫВОД: КАЖДАЯ ГРУППА, ПОНЯВ, ЧТО ВСЕ ТЕКСТЫ ГОВОРЯТ ОБ ОБЫЧАЯХ НАРОДОВ 4 СТОРОН СВЕТА НАШЕЙ СТРАНЫ, ОЗВУЧИВАЮТ СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ.

Второй этап.

Задание: переделать сложные предложения в простые осложненные.

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, кКрасою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечет. Сказать вам откровенно, из годовых времен я рад лишь ей одной. В ней много доброго; любовник не тщеславный, я нечто в ней нашел мечтою своенравной. 

№ 2. Поживи-ко здесь до зимы — сам на практике все поймешь. Ветры студеные задуют — из Арктики, аж от самого полюса, — кто им заслоном служит? Сосна. Да ежели бы не сосна, так эти ветрищи до Черного моря добрались, сквозняк на всю Россию устроили. А летом, когда засуха, все кругом выгорело? Березы и те от жары сомлели. А эта — черт те что. Пыхтит, обливается смоляным потом, а дело свое делает. И вот ведь какая несправедливость! Про березу в песнях поем, черемуху на каждом шагу вспоминаем. А что они против сосны? Иждивенцы! Только и живут потому, что сосна на свете есть … Федор Абрамов "Сосновые дети".

№ 3. А вот что самое страшное и неприятное было – доставать из проруби воду зимой. Но колхозные женщины полоскали там белье, несмотря на сильный мороз. Колодца у нашей Марины, да и у ее соседей, не было. Это неприятное воспоминание. Приятным воспоминанием осталось хорошее отношение к нам жителей Воскресенска. (И.Разумова «Под вечным шумом Кивача»)

№ 4 «Весна утверждает право на жизнь даже слабого. Даже под корой старого дерева начинают клокотать соки, если оно, дерево, не умерло на корню. Высохшие деревья показывают свою безобразную наготу, особенно когда вокруг бурно цветет все живое и молодое. Весна, как первая трава на горном склоне, как улыбка девушки, как тугие мускулы землепашца, принадлежит тому, у кого впереди лето». Мустай Карим. Очерк «Весна».

3. Материал для урока родного языка "Язык как зеркало культуры".

Необходимо определить загаданное слово, отвечая на вопросы.

1. В переводе на башкирский язык в этом слове будет 8 букв (мәҙәниәт).

2. Слово, однокоренное к данному, будет в следующем предложении: «В 2003 году город Чебоксары был признан … столицей Поволжья».

3. Написание этого слова на белорусском и русском языках совпадает.

4. У мордовского народа это представлено следующими компонентами: как борьба на поясах (м.), плетение венков из березовых (м.) и кленовых (э.) веток и колосьев пшеницы (м.), обряд ритуальной еды (м., э.), зажигание штатола (э.) ‘свеча’, танец девушек (м., э.), гадание (м.) этнические символы «Иненармунь», «умарина» как образ мирового дерева»),фестивали народного творчества «Шумбрат, Мордовия», праздники районов, традиционные праздники Акше келу (м.) 

5. Слово появилось в латинском языке. Оно имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.

6. Исторической датой появления ТАКОГО рода учебных заведений считается 26 марта 1964 года, когда стал заметен рост духовных запросов творческих людей.

Ответ - слово «культура». Только так, в процессе сотрудничества, возможно  прийти к единственному правильному ответу. Таким образом,  я полагаю, что обучение в сотрудничестве способствует росту взаимной симпатии, установлению дружеских отношений между представителями разных культур, снижает негативные оценки в отношении представителей других национальностей. Работа в смешанных группах позволяет учащимся лучше узнать и понять  друг друга.

 

. . . . .