Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Музыка, живопись, физкультура и химия. Как они связаны?

Дата публикации: 2022-08-12 14:22:42
Статью разместил(а):
Абрамян Сусанна Мкртичевна

Музыка, живопись, физкультура и химия. Как они связаны?

Автор: Абрамян Сусанна Мкртичевна

МБОУ "СОШ № 3",  г. Мытищи

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает некоторые факты из дисциплин школьного курса, такие как музыка, искусство и физкультура, которые на первый взгляд не имеют связей с химией, и размышляет о том, как тот или иной факт можно применить при изучении конкретных тем на уроке химии.

Ключевые слова: химия, метапредметные связи.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Химия - довольно сложный предмет. Поэтому наша задача как педагогов – удерживать интерес учеников к данной науке. И если на свой первый урок ученики приходят с огромным энтузиазмом, то со временем он начинает падать.

Удерживать внимание учеников нам помогает интеграция с другими дисциплинами. Про интеграцию уже писали многое. Но я, как приверженец нестандартных подходов, решила найти параллели с такими предметами, с которыми на первый взгляд химия не имеет ничего общего.

Музыка.

Первые параллели, которые можно провести с музыкой, это такие личности как Бородин и Арбузов. Оба были одинаково успешны как в химии, так и в музыке.

Бородин Александр Порфирьевич, участник «могучей кучки». Как химик имеет за плечами 42 научные работы, первым синтезировал бензидин, а работая с альдегидами, провел реакцию альдольной конденсации и знаменитую «Реакцию Бородина» - реакция уплотнения альдегидов. Как композитор, сочинил: оперу «Князь Игорь», три симфонии, два квартета, сюиту для фортепиано, оперу-фарс «Богатыри» и 18 романсов.

Арбузов Александр Ерминингельдович – один из основателей химии фосфорорганических соединений. Был при этом прекрасным скрипачом и давал сольные концерты в доме ученых в Казани, совмещая там же концертмейство. Организовал квартет из химиков и профессоров-медиков. Его дети так же пошли по стопам отца, став докторами химических наук.

Почему им обоим было так легко разбираться в нотах и формулах? Может, потому что они увидели схожую структуру? Я далека от музыки, но благодаря моим коллегам удалось выяснить следующее:

1. Ноты на нотном стане пишутся в определенном порядке. Характер, и даже свойства музыкального произведения зависят не только от состава и количества нот, но и от взаимного их расположения. (Один в один как определение структурной формулы вещества)

2. Иногда ноты зависят друг от друга. Например аккорд – доминантсептаккорд, он всегда требует разрешения, поэтому следом за ним идет тонический аккорд. (Вспоминается индуктивный эффект в химии)

3. В музыке есть формулы, по которым можно определить свойства и наоборот (Предсказывание химических свойств по строению атома или вещества).

Перенося это на уроки химии, делаем вывод, что проводить аналогии с музыкой можно на таких темах как атомно-молекулярное учение в 8 классе, или например ТХС А.М.Бутлерова в 10 классе и проводить красной нитью почти на всех уроках органической химии. Отдельно упомянуть личности Бородина и Арбузова можно на уроках об альдегидах и фосфорорганических соединениях соответственно.

Живопись.

Приходя на уроки ИЗО, первым делом дети знакомятся с красками. С точки зрения преподавания химии состав красок – обширное поле для изучения и обучения предмету.

Все мы помним из истории про наскальные рисунки. Они датируются 40000 лет до н.э. Интересный факт. Был установлен состав краски 5000-летнего Бродгара – исторический памятник Шотландии, который включает отдельные камни, выкрашенные в желтый, красный и оранжевый цвета. Данная краска состоит из гематита, смешанного с животным жиром, молоком и яичным белком. На данный момент состав красок вовсе не изменился. Краски всегда состоят из пигмента, связующих и растворителя, по необходимости еще и наполнители.

Если про растворители мы и так рассказываем в одноименной теме, то о пигментах можно упоминать в самых разнообразных темах: номенклатура и классификация веществ, исторические сводки об открытии того или иного вещества.

Давайте рассмотрим таблицу:

Цвет пигмента

Красящие вещества

Красный

Pb3O4/Pb2PbO4 ортоплюмбат свинца

Fe3O4 железная окалина

C44H37AlCaO27*3H2O кармин

Оранжевый

FeS сульфид железа 2

Cd2SSe селеносульфид кадмия 2

Na2Cr2O7 бихромат натрия

Желтый

CdS сульфид кадмия

C21H20O6 куркумин

Na2CrO4 хромат натрия

Cr(OH)2 гидроксид хрома 2

Зеленый

(CuOH)2CO3 малахит, он же дигидроксокарбонат меди 2

PbCrO4 хромат свинца

Cr2O3 оксид хрома 6

Голубой /Синий

(голубой цвет достигается путем более мелкого помола пигмента)

Cu3[CO3]2(OH)2 азурит, дигидроксодикарбонат меди 2 (не путать с малахитом!)

Na3Ca(AlSiO4)3S – ультрамарин, сульфированный триалюмосиликат натрия

Фиолетовый

Mn2P2O7 пирофосфат марганца

C12H9N карбазол

И это лишь самая малая часть. Выжимка, которая на мой субъективный взгляд важна в школьном курсе химии. Поясню:

1. Ортоплюмбат свинца - идеальное вещество, чтобы объяснить ситуацию с дробными степенями окисления. Сюда же добавляем железную окалину – так же имеет смешанную степень окисления.

2. В школьном курсе химии мы редко сталкиваемся со смешанными или двойными солями. А между тем посмотрите, как много примеров сразу вырисовывается для отработки классификации солей. И номенклатуры.

3. Отдельным блоком выносим окраску хрома в зависимости от его степени окисления в темах хром и его соединения.

4. Про органические вещества рассказываем на соответствующих темах, для того чтобы расширить представление о разнообразии разных классов и их  применении.

В данной статье рассмотрены только пигменты к красящим веществам. Но так же можно вспомнить еще о глине, стекле, керамике, о Ломоносове, который составлял мозаики из цветного стекла.  Перечислять можно бесконечно.

Физкультура.

Без лишних предисловий предлагаю сразу же пройтись по списку:

1. Лыжные мази (затрагиваем в теме парафины)

2. Специальная спортивная одежда, термобелье (тема химические волокна). Проведем практическую работу. Хлопок, шелк, шерсть, нейлон, полипропилнен, полиэстр можно пощупать, поджечь, понюхать и запишем наблюдения.

3. Смазочные масла для велосипедов (тема жиры, масла)

4. Фиберглассовые шесты для прыжков (тема полимеры, ВМС). Шесты ныне представляют собой композиционный материал, где чередуются слои текстолита и гетинакса. Через этот пример и историю того, как развивался данный спорт и инвентарь, выходим на тему важности ВМС химии и поиску новых материалов.

Отдельно хочется выделить следующее. Надо ли объяснять, что чаще всего именно спортсмены прибегают к применению тех или иных добавок. Правда спортсмена всегда ведет профессионал, четко высчитывает дозировку, а так де постоянно проводит обследования у врачей.

А есть люди, которые просто хотят привести себя в форму, при этом все желают это осуществить как можно быстрее. Именно эти люди чаще всего прибегают к помощи так называемых фитнес-баров. Стероиды для наращивания мышечной массы, клиенбутирол для сушки, карнитин для активного сжигания жиров. Бездумное использование этих препаратов может оказаться губительным!

Чаще всего на эту удочку покупаются люди не знающие, под натиском очень убедительного тренера, цель которого просто продать, в силу личной выгоды. А человек может даже и не знает, что клиенбутирол и вовсе запрещен в нашей стране. Мы живем в современном мире, и не стоит закрывать глаза на реальность. Наша задача как учителей предупредить и постараться оградить учеников от подобных экспериментов.

Подведем итог.

Химия и является самым сложным предметом, но недаром он вводится последним в школьном курсе. И кто-то убежден, что постичь химию может не каждый. Лично я с этим в корне не согласна. Все дело в подходе. В понятных именно этому ученику аналогиях.

Конечно каждый из нас, в силу своих интересов может привести еще миллион связей в химии с садоводством, кулинарией, ведением домашнего хозяйства. В этом и заключается уникальность каждого преподавателя. Вот и получается, что каждому ученику нужен свой учитель. Что не всегда возможно в классно-урочной системе образования. Ученик не может выбрать сам себе учителя в школе.

Если ученик чего-то не понимает, это не значит, что он безнадежен. Попробуйте посмотреть на химию через его призму восприятия, а потом покажите свою. Думаю, результат порадует вас обоих. Ведь все мы дирижеры в классе, и наша задача помочь ученику в полной мере отобразить реальную картину мира, которая будет помогать ему в будущем.

 

Список литературы:

1. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. Москва: Издательство «Мирос», 1994г.

2. Вайнкоп Ю., Гусин  И. Краткий биографический словарь композиторов. Ленинград: Издательство «Музыка», 1971г.

3. Способин И.В. Элементарная теория музыки. Москва: Издательство «Государственное музыкальное издательство», 1963г.

4. Киреев В.В. Высокомолекулярные соединения. Москва: Издательсво «Юрайт», 2013г.

5. Кукушкин В.В. Все о спорте. Спрввочник. Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1978г.

. . . . .