Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интегрирование учебных дисциплин через проектную деятельность

Дата публикации: 2022-08-16 16:42:54
Статью разместил(а):
Целищева Елена Дмитриевна

Интегрирование учебных дисциплин через проектную деятельность

Автор: Целищева Елена Дмитриевна

МАОУ «Лицей № 1», г. Березники, Пермский край

 

Аннотация: В статье рассказывается об организации проектной деятельности обучающихся, о видах проектов, об интегрировании учебных дисциплин через проектную деятельность.

Ключевые слова: проект, исследование, интегрирование, технологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Мечта учителя - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня должен обладать выпускник? Это способность брать на себя ответственность в принятии решения, уметь оценивать и анализировать результаты своей работы, делать правильный выбор и на основе этого накапливать дополнительную информацию; осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее обрабатывать, хранить и использовать. 

Цель работы учителя – это создание условий для формирования у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетентностей в коммуникации, в информационном обеспечении и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать новые знания и мыслить. Поэтому, как учитель, я ставлю перед собой следующие задачи:

· развитие у учащихся информационно коммуникативных компетентностей средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

· привлечение учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;

· удовлетворение интересов, склонностей и способностей учащихся.

Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.   

В вариативную часть учебного плана лицея входит предмет «Технология выполнения учебно-исследовательской работы». В рамках данного курса учащиеся знакомятся с видами исследовательских работ, требованиями к оформлению работ, правилами работы с дополнительными источниками информации. На практике под руководством учителя учащиеся создают свои первые научно – исследовательские работы. В 9-х классах исследование носит реферативный характер по материалам информационных технологий и теории информации. В 10-х классах исследовательские работы реализуются в конкретные практические разработки программных продуктов. Причем используются компьютерные технологии как изучаемые в курсе преподавания предмета информатика, так и выходящие за рамки школьной программы. После того как исследовательская работа выполнена, учащиеся представляют их на лицейской научно- практической конференции. Получив положительные отзывы, ученик представляет свою работу на городских, краевых и региональных научно – практических конференциях. 

Я, как учитель, всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. Тему исследовательской работы учащийся может выбрать сам из той области информатики, которая его интересует.  Но бывает и так, что учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы необходимо подготовить «банк проектов», провести разъяснительную работу о значимости того или иного проекта. 

В своей работе целесообразно использовать различные виды проектов: 

1) Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Например: «Плюсы и минусы сотовой связи», «Компьютерное пиратство», «Мошенничество в сети Интернет».

2) Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сайте, видеофильме и т.д.). Например: видеофильм «Экскурсия по городу Березники», разработка рекламного баннера.

3) Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Например: «Решение уравнений и неравенств в программе Match Cad», «Решение задачи оптимального планирования расчета стоимости рекламной компании общеобразовательного учреждения».  

Также при написании проектов необходимо уделять внимание и интегрированным исследовательским работам. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения для школы большое внимание уделяется формированию метапредметных компетенций. Сегодня выпускник школы должен уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с информацией в любой предметной области. Поэтому интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью.  

Интегрированные проекты могут быть различными по объему и продолжительности выполнения. В ходе реализации одного проекта могут быть затронуты два-три учебных предмета. А также проект может быть объемным, продолжительным по времени и требовать знаний по нескольким предметным курсам. При такой интеграции возможно решение достаточно сложной проблемы или решение многопрофильной научной задачи, что является  значимым  для всех участников проекта.

В процессе интеграции предметов предусматривается планирование и проведение специальных занятий по темам, общими для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами. 

Условия интеграции предметов:

1. В интегрированных учебных предметах используются одинаковые методы исследования.  

2. Интегрированные учебные предметы строятся на общих теоретических концепциях и общих закономерностях.  

3. Объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими. 

 Были выделены основные этапы работы при создании интегрированных проектов. 

Этапы работы над интегрированным проектом:

1. Выбор темы проекта.

2. Составление паспорта проектной работы.

3. Выбор образовательных технологий, которые будут использованы при написании интегрированного проекта.

4. Разработка критериев оценивания проекта.

5. Демонстрация проекта.

В рамках проектной деятельности было создано несколько интегрированных проектов при участии различных предметных кафедр. Одним из таких проектов является проект «Граждане в Сети: идея развития сетевого гражданского общества». При реализации данного проекта взаимодействовали кафедры обществознания и информатики. Цель работы: проявление гражданской инициативы посредством функционирования сетевого сообщества.

Задачи проекта:

1. Изучить ход истории развития идеи гражданского общества;

2. Рассмотреть виды сетевых ресурсов и условия формирования на их базе сетевого сообщества;

3. Найти и кратко охарактеризовать аналоги березниковских сетевых сообществ;

4. Разработать и реализовать проект создания веб-сайта «Evermore» - сообщества поэтов и прозаиков.

5. Установить факт формирования и функционирования сетевого сообщества по интересам на базе веб-сайта «Evermore».

В ходе реализации данной интегрированной проектной деятельности  были сформированы следующие проектные группы:

· предметные кафедры (кафедры обществознания и информатики);

· исследовательская группа;

· группа веб-дизайна и администрирования сайта;

· участники сообщества «Evermore».

Каждая проектная группа была наделена рядом функциональных обязанностей: группа «предметные кафедры» - руководство проектом и взаимосвязь с другими проектными группами; веб-группа - разработка дизайна и администрирование сайта; исследовательская группа – решение задач проекта; группа «участники сообщества» -  это самые активные участники сообщества, которые публиковали свои стихотворения в созданном сообществе.

Каждый ученик, работающий над проектом,  был прикреплен к тьютору из числа преподавателей кафедр. Сотрудничество осуществлялось не только ученик - преподаватель, но и преподаватель - преподаватель.

В результате взаимодействия кафедр оформились  направления совместной работы.

1. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (в очном и веб - формате).

2. Организация профессиональных взаимодействий учителей предметников на  семинарах, заседаниях  кафедр.

3. Ознакомление с мониторинговыми технологиями.

В процессе руководства проектной деятельностью обучающимися, при активном участии кафедры информатики, были выполнены следующие интегрированные проекты:

1. Проект «Экскурсия по Березникам». В рамках данного проекта учащимися был создан сайт «Экскурсия по Березникам» и фильм «История одного маршрута». Интегрируемые предметы история-информатика.

2. Социальный проект «Сайт «Книга Памяти». Интеграция предметов  история – информатика.  Главная цель проекта - дать возможность тысячам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения; увековечение памяти всех героев Победы, воспитание общества на примере военных подвигов отцов. В рамках данного проекта также была создана электронная книга, которая была передана в военкомат, музей и библиотеку города.

3. Проект «3моделирование в дизайне интерьера». В рамках данного проекта был разработан дизайн комнаты студента и создана 3D модель комнаты. Интегрируемые предметы информатика, психология, технология. 

4. Сайт «12 шагов к безопасности». Интегрируемые предметы ОБЖ и информатика.

5. В рамках работы над проектом «Вербатим - панорама «Истории любви – в истории Победы», поддержанного Фондом президентских грантов, был разработан и создан сайт «Вербатим». Интеграция дисциплин история и информатика.

Написание интегрированных научно-исследовательских работ дает большую пользу, как учащимся, так и учителям. Создаются условия для развития различных интеллектуальных метапредметных умений обучающихся, формируются навыки применения теоретических знаний в жизни, в конкретных профессиональных и научных ситуациях. Учителя же в свою очередь повышают свой уровень ИКТ компетенций, вместе с учащимися изучают новые информационные технологии.

 

Список литературы:

1. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

3. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

4. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т.В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

 

. . . . .