Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Привитие познавательного интереса к изучению математики через внеклассную работу

Дата публикации: 2022-08-23 21:25:56
Статью разместил(а):
Дубовицкая Наталия Викторовна

Привитие познавательного интереса к изучению математики через внеклассную работу

Автор: Дубовицкая Наталия Викторовна

МАОУ «СОШ № 27 с УИОП», г. Старый Оскол, Белгородская область

 

Аннотация: В рамках школьной программы, а также из-за сокращения учебных часов, отводимых на математику, возникает проблема расширения математических знаний во внеучебное время на базе активизации творческой активности учащихся с помощью развития интереса к изучаемому предмету. Обучение является сложным многогранным процессом, который можно рассматривать как систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определённом порядке элементов целостного образования. Центральное место в структуре занимает целостная, единая, двусторонняя взаимосвязанная деятельность учителя – преподавание и учащихся – учение. Определяющими условиями этой деятельности являются цели обучения (образовательные, воспитательные), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников. 

Ключевые слова: познавательный интерес, изучение математики, внеклассная работа.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

В последнее время жизнь требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки в решении больших и малых задач.

Перед учителями школ поставлена важнейшая задача – осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решить без воспитания активной познавательной деятельности учащихся.

Для этого необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие ученика. Кем бы ни стали ученики после окончания школы, им всегда будут нужны знания, сообразительность, наблюдательность, хорошая память, острый глазомер, фантазия, пространственное воображение, внимание, умение логически мыслить, анализировать, обобщать и сопоставлять факты. Математический стиль мышления необходим человеку любой профессии.

Подавляющее большинство учащихся с обычными математическими способностями, которые не ощущают в себе призвания к математике и, изучая её даже у лучших учителей, не отдают предпочтения ей перед другими предметами. Однако ученик при всех условиях обязан усвоить курс математики средней школы – такова задача дня, и учителю известно, что он отвечает за её решение.

Наблюдения показывают, что отрицательное отношение к изучению математики, если оно успело укорениться, в последующем трудно преодолимо.

Таким образом, средний школьный возраст является важнейшим периодом в воспитании интереса к изучению математики.

Но те же исследования показывают, что математические интересы могут возникать в старших классах, во время обучения в вузе и даже в зрелом возрасте. Отсюда следует, что задачу заинтересовывания учащихся учитель должен решать всегда, в любом классе, и, как справедливо заметил в своей книге Л.Д. Кудрявцев, обучение математике даже в вузе должно проводиться так, чтобы «у обучающегося поддерживался интерес к изучаемому предмету …».

Пробуждение интереса ещё не означает, что он сразу приобретёт устойчивость и надолго определит направленность личности. Он может угаснуть сразу или постепенно, если его не поддерживать и развивать постоянно. Большое значение имеет возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Для правильной постановки работы по воспитанию интереса к изучению математики необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности учащихся.

Интерес к математике у учащихся 5-6-х классов находится на уровне любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным условием, сообщить какой-либо факт из истории науки, чтобы почувствовать заинтересованность учащихся этих классов. Но этот легко вспыхивающий интерес также легко угасает. Например, организовав кружок и добившись того, что учащиеся работают на занятии с увлечением, учитель надеется, что на следующее занятие они все придут охотно. Однако на второе занятие приходят другие ученики, а те, которые были на первом, уже заняты другими делами. Из этого следует, что учитель должен постоянно иметь в виду необходимость заинтересовывания учащихся, не рассчитывая на тот интерес, который был вызван на предыдущем занятии.

Интерес учащихся 5-х и 6-х классов находится в сильной зависимости от эмоциональной стороны преподавания. На него оказывает большое влияние успех в изучении предмета и связанное с ним поощрение, в особенности похвала учителя. Вообще, насколько положительно действует на интерес ученика поощрение и похвала, настолько отрицательно действие нудных нотаций, упрёков и грубости со стороны учителя. Интерес учащихся 5-6-х классов в значительной степени направлен на процесс обучения, а не на содержание предмета.

Необходимо помнить, что школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими возможности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение нередко страдает от этого.

Для подростка урок – это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя разные задания, ребята не прекращают общения. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростков появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная и интересная информация, которую интенсивно поглощает подросток из разных источников, тоже конкурирует со знаниями, получаемыми в школе. Обогащение и расширение опыта, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощённость подростка учением. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше условиях.

При переходе в среднюю школу сразу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется пять-шесть новых. У них разная манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношения к учащимся, которых учителя к тому же вначале не знают. Процесс приспособления к новым и разным требованиям учителей, как правило, происходит трудно для класса в целом и особенно для учащихся со скрытыми и явными дефектами учебной деятельности. Взаимоотношения учеников с педагогами-предметниками иные, чем с учителем в младших классах, - более поверхностные, менее личностные. Каждый новый учитель всегда вызывает интерес. Когда же сразу появляется много разных учителей – по уровню профессионального мастерства, особенностям личности, поведения и отношения к учащимся, то возникают и существуют сравнение и оценка педагогов по разным параметрам.

Мастерство одних питает критицизм по отношению к другим. Вследствие этого, во-первых, появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», а во-вторых, развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, а другая – особенностей отношения учителя к подросткам. Взаимосвязь уроков и внеклассных занятий по математике является следствием принципа воспитывающего и развивающего обучения.

Внеклассные занятия в настоящее время понимаются очень широко. К ним относят не только кружки и собственно внеклассные занятия, но и все другие занятия, которые организуются во внеурочное время. Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развёртыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Внеклассные занятия подразделяются на систематические (кружки, лектории, стенгазеты и др.) и эпизодические (викторины, эстафеты, турниры, вечера, олимпиады и т.д.).

Сейчас большое распространение получили эпизодические занятия, которые очень разнообразны по форме и имеют массовый характер. Методика внеклассных занятий существенно отличается от методики проведения уроков. Прежде всего, всё, что связано с внеклассными занятиями, отличается красочностью.

Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям. Внеклассная работа помогает учащимся выработать многие ценные качества личности, в том числе и такие, как чувство долга и ответственности.

Велика роль внеклассной работы по математике в патриотическом, интернациональном, нравственном, эстетическом и трудовом воспитании учащихся.

В заключение следует отметить, что внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

 

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: [Учеб. для студентов вузов] / И.А.Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2000. – 382 с.

4. Шишкина Л.Ф. Формирование прочных математических знаний, умений и навыков учащихся на основе взаимосвязи урочной и внеурочной работы // Математика в школе. – 1982. – № 4. – С.47

5. Шустеф Ф.М. Материалы для внеклассной работы по математике: Книга для учителя. – 2-е изд. перераб. – Минск: Нар.асвета, 1984. – 224 с.

  

. . . . .