Сотрудничество школы, семьи и библиотеки как необходимое условие развития интереса у учащихся к художественной литературе
Сотрудничество школы, семьи и библиотеки как необходимое условие развития интереса у учащихся к художественной литературе и становления интеллектуальной, высоконравственной личности
Автор: Шевченко Валентина Дмитриевна
МБОУ «Шараповская СОШ», с. Шараповка, Белгородская область
Аннотация: В данной статье рассматриваются формы сотрудничества школы, семьи и библиотеки, которые способствуют развитию интереса у учащихся к художественной литературе, формируют человека читающего, человека 21 века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. В наше очень непростое время, когда попраны такие испокон веков присущие русским людям качества как доброта, милосердие, гуманность, отзывчивость, патриотизм, именно совместные усилия родителей, учителя литературы и библиотекаря должны развить их в ребенке. Статья предназначена для учителей начальных классов и учителей литературы.
Ключевые слова: художественная литература, семейное чтение, библиотека, школа.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
Приоритетами современной эпохи безоговорочно называют образование и культуру. В современном мире широко распространяется идея о спасительной роли культуры и искусства в развитии цивилизации. Актуальность этой идеи вызвана нарастающей угрозой падения нравов, потерей духовно-нравственных идеалов, размыванием моральных устоев общества. В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость таких учебных дисциплин как «Русский язык» и «Литература» в формировании духовной культуры русского народа.
В наш век научно-ехнического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые.
С внедрением в каждый дом электронных средств информации, необходимость в традиционном чтении отпадет, ибо электронный гипертекст с его нелинейным способом передачи информации, с его видеорядом и звуковым сопровождением способен более полно удовлетворить информационные потребности ребенка. Примененная к книгам на бумажном носителе, эта позиция лишает перспективы их существования.
Оспаривают эти взгляды на детское чтение те, кто исходит из признания его непреходящей и незаменимой ценности. В этом утверждении российская и западная позиция расходятся. С точки зрения Запада, детское чтение является основой функциональной грамотности - умения человека на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Российская точка зрения на непреходящую ценность детского чтения основывается на его духовно развивающей силе. Во главу угла в этом случае ставится полноценная художественная литература как вид словесного искусства, обладающего, как и любое искусство, образной природой и гуманной направленностью.
Чтение школьников в социальном плане стало острой и актуальной проблемой в последние два – три десятилетия, когда общественность забила тревогу всерьез. На эту тему проводятся ежегодно десятки круглых столов и конференций. Поэт Римма Казакова, председатель конгресса в поддержку чтения, говорила: «Гражданское общество из людей, пренебрегающих чтением книг, не ощущающих в этом потребности, а значит не очень-то задумывающихся о явлениях нашей жизни, не сложится. Это понимают те, кто ежегодно собирает конгрессы в поддержку Чтения, у кого сердце болит от того, что страна становится не читающей».
Ребенка можно заставить читать художественную литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности. Но он имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в потребительстве и безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому школьнику с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача взрослых, будь это родитель, учитель или библиотекарь.
После нескольких лет работы в школе передо мной встала проблема: как разнообразить деятельность, инновационно подойти к решению этого вопроса, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе. И я нашла выход: для решения этой проблемы необходимо сотрудничество школы, семьи и библиотеки.
Необходимость создания условий для возрождения традиций семейного чтения и развития высоконравственных качеств детей привела к мысли о целесообразности разнообразить свою деятельность, иначе подойти к проблеме чтения, чтобы процесс чтения художественной литературы стал интересен детям сам по себе.
Основная мысль, которую необходимо донести родителям: главное - возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Помочь как в этих вопросах, так и в общей ориентации в проблемах воспитания призваны мои ежегодные «Заметки родителям». В них педагогу надо обобщить ответы психологов, педагогов на часто задаваемые на родительских собраниях вопросы.
Слова Д.С. Лихачева о том, что государство состоит не из людей, а семей, реализованные на государственном уровне, помогут вернуть отечество на пьедестал «самой читающей страны». А начать надо с тесного сотрудничества школы, семьи и библиотеки – научить ребенка любить книгу.
Сейчас решается не просто участь детского чтения, решается судьба России. Три составляющих – школа, семья, библиотека – создают окружение, формирующее человека читающего, человека 21 века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. В наше очень непростое время, когда попраны такие испокон веков присущие русским людям качества как доброта, милосердие, гуманность, отзывчивость, патриотизм, именно совместные усилия родителей, учителя литературы и библиотекаря должны развить их в ребенке.
Уроки литературы ведутся по государственной программе, составленной в соответствии с образовательным стандартом. Проблемы, которые встают перед героями произведений, изучаемых в том или ином классе, созвучны с теми проблемами, которые встают перед школьниками.
На каждом уроке литературы создается психологически комфортная обстановка для совместного творчества, так организовывается весь процесс изучения произведения, чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуальная и духовно богатая личность. Выполнению данной задачи очень способствует благоприятная обстановка на уроке. Используются различные методы и приемы: создание на уроке ситуации занимательности, интересного спора, средства наглядности, проблемно-поисковые методы, индуктивные рассуждения, интригующее начало урока, применение игровых форм …
Учитель – тоже читатель, только с большим читательским опытом. Ученик – читатель начинающий. Как читателю учителю необходимо делиться с учениками своими сомнениями и трудностями. Поэтому взаимодействие с текстом становится интереснее, а сам текст доступнее. К примеру, педагог рассказывает, как произошло его первое знакомство с тем или иным автором, что происходило с ним в процессе общения с книгой, были ли трудности. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора и громаду текста.
Необходимо учить задавать вопросы по тексту, что способствует формированию активного восприятия текста.
На уроках постоянно учитель должен читать вслух (выразительно и с явным удовольствием). Читать понравившиеся эпизоды, по ходу чтения комментировать и спрашивать мнение детей.
Цель уроков литературы – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенность русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Чтобы разобраться, как ненавязчиво приучать школьников к чтению, я проанализировала читательские умения, запросы учеников; родителям было предложено раскрыть одну из тем: «Книга в нашей семье», «Традиции в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства» и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Я разъясняю родителям содержание курса внеклассного чтения на текущий год, знакомлю их с кругом книг, доступных детям данного возраста. Совместно мы пришли к выводу в руководстве детским чтением. Так появилась постоянно пополняемая памятка для родителей.
Родители знают, что замечательные произведения создают не только великие писатели, но и наши ученики. Любое творчество – чудо, и думающий человек, создающий что-то хорошее, прекрасен. Мы стремимся поддержать атмосферу творческого поиска, чтобы каждый ребенок мог испытать благодатные «муки» творчества, работая над собственным текстом. Так появился проект «От маленького писателя к большому читателю».
В рамках проекта «От маленького писателя к большому читателю» ученики пишут сочинения, заметки в школьную газету, участвуют в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.
Талант читателя начинается с таланта библиотекаря. В лице библиотекаря я обрела единомышленника по формированию души школьника, представлению пищи для ума и сердца. Оригинальные книжные выставки всегда привлекают внимание школьников. Учащиеся много посетили выставок. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям – юбилярам. Школьники с удовольствием принимают участие в выставках, которые создают сами. Это выставки – настроение. На нее предлагается поставить книги, которые соответствуют заданным вопросам. Эту книгу …
· Я перечитываю часто …
· Читаю, когда мне грустно, весело, одиноко, хочу поразмышлять …
· В этой книге узнаю себя и своих друзей …
· Читаю, чтобы лучше понять родителей …
В рамках этой выставки «Такие разные книги» проходит конкурс «Реклама книги», где учащимся нужно, как можно интереснее рассказать о любимой книге.
Не всякий читатель удостоится персональной выставки. Поэтому выставка – бенефис стала наградой - поощрением для активных школьников, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Такие выставки – хорошая реклама для всех остальных, ведь дети скорее прислушаются к рекомендациям сверстников.
Такая форма совместной работы школы, семьи, библиотеки оказалась эффективной и продуктивной, велась работа планомерно, организованно и целенаправленно. Она способствовала развитию интереса к художественной литературе, становлению интеллектуального высоконравственного мира школьника. В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Список литературы:
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.- 89 с.
2. Варганова Г.В. Чтение в системе социокультурного развития личности. – М.: «Русская школьная библиотечная ассоциация», 2007. – 43 с.
3. Голубева Н.Л. Семейное чтение в детской библиотеке. – М.: Либерия – Бибинформ // Библиотекарь и время.- 2006. - № 32, - 71 с.
4. Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. – 2011.- № 7. т.2.-86 с.
5. Карпухин О.И., Дзюба О.И. Как повысить массовый интерес к книге // Библиотековедение. – 2007. - №4. –13 с.
6. Кувалдина Е.А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника.- Киров: Просвещение, 2004.- 118с.
7. Плахотник Т.М. Социальное партнерство школы и детской библиотеки. – Нижний Новгород: Кнорус, 2009. – 101 с.
8. Полозова Т. Д. О власти искусства слова и ценности чтения. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 232 с.
9. Чудинова В.П. Что читают современные подростки // Воспитание школьников. – 2004. - № 4. –38 с.