Формирование у обучающихся самоконтроля собственных действий на уроках физики
Формирование у обучающихся самоконтроля собственных действий на уроках физики
Автор: Прокопенко Галина Анатольевна
МОУ «Тимоновская СОШ» Валуйского района Белгородской области
Аннотация: В данной статье говорится о некоторых приёмах эффективной работы учителя физики по воспитанию навыка самоконтроля ученика.
Ключевые слова: самоконтроль, эффективность работы учителя, приёмы работы учителя.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Общество требует формирования инициативной, социально активной, творческой личности, развивая интеллектуальные способности, природные задатки, индивидуальность и склонности каждого ребенка. Одной их главных задач школы является создание условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самопознания, самообразования и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Для этого необходимо помочь ученику осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность, то есть сделать его "хозяином” своей деятельности.
При формировании самоконтроля выделяются следующие этапы:
1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Для эффективной работы учителя по воспитанию навыка самоконтроля можно использовать следующие приемы:
1. Используя пройденный материал, ученикам дается задание на составление задачи для одноклассников. При этом ученику приходится побывать и в роли учителя, который составляет задачу, и в роли ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т.е требовала обдумывания, применения своих знаний и знаний, полученных по другим предметам. Для этого он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслить, оценить не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
Задача из серии "Физические диалоги" "Найди ошибки":
Встретились два друга: Коля и Семён. «Ну вот, - говорит Коля – я уже физику изучать начал. Там, знаешь, как много интересного, особенно мне запомнился рассказ об Аристотеле. Он написал первый учебник по физике в России и проводил опыты с разными шарами». «А я узнал - говорит Коля - что слово «физика» происходит от латинского слова «знание», потому что люди узнавали о природных явлениях». «Да, я тоже это запомнил. Раньше люди всего боялись, а потом ученые объясняли все явления, и люди перестали бояться. А еще природные явления можно назвать физическими. Вот, например, тепловые - это явления, связанные с движением, а звуковые – со звуком». «Да, интересная наука эта физика».
3. При объяснении на доске учитель сознательно допускает ошибку: при решении задачи или выводе формулы, при построении электрической схемы и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
4. При решении физических задач наиболее очевидным и простым способом самоконтроля является проверка размерности полученной величины. Следует прививать учащимся навыки решения задач в аналитическом виде до получения окончательного выражения без промежуточных расчетов с обязательной проверкой размерности искомой величины.
Задача 1. Вычислить период и частоту колебаний, если за 20 с, тело совершило 40 колебаний.
Период - время одного колебания, следовательно, измеряется в с. Частота – число колебаний за 1 с, следовательно измеряется в с-1. 20с : 40 = 0,5 с. (40:20с=2 с-1 – это частота).
При решении задач используется несколько формул. Выводится конечная, проводится проверка на размерность (используется в старших классах).
Задача 2. Груз, прикрепленный к пружине жесткостью 40 Н/м, за 20 мин совершает 60 колебаний. Определить массу груза. Выразить массу, правильность формулы проверить нахождением размерности.
5. Объяснение самим учеником решение задачи одноклассникам. Во время объяснения все остальные стараются найти возможность возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы
6. Задание с недостающими данными, которые учащимся необходимо самим определить. Цель заданий научить учащихся обнаружить неполноту данных, в процессе восприятия условия задачи "схватывать” ее формальную структуру. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта или таблиц, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
7. Задание с избыточными данными. Т.е. в задачах введены дополнительные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, систему отношений и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
8. Один из основных способов самоконтроля заключается в оценке результата с точки зрения здравого смысла. Подобный вид самоконтроля применим в двух случаях: при умышленном составлении задания с неверными заданными параметрами и неверном решении задачи. Они учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и ученики должны быть подготовлены к встрече с ними.
Пример 1. От пристани А до пристани В моторная лодка двигалась по течению реки равномерно со скоростью 60 км/ч, а обратно от пристани В до пристани А — также равномерно со скоростью 40 км/ч. Нужно найти среднюю скорость движения лодки.
Семиклассник, решая задачу, использовал формулу и получил 50 км/ч. Правильно ли решил задачу ученик? Если нет, найдите его ошибку и дайте верное решение.
Работа по формированию навыков самоконтроля требует много времени. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах деятельности.
Список литературы:
1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики М.: Просвещение, 2005.
2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 2002.
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.,2007.
4. Шефер О.Р. Задания на установление соответствия / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова // Физика в школе. – 2008. – №8. – С. 15-23.
5. Шефер О.Р. Совершенствование подготовки обучающихся к дея-тельности по самообразованию в процессе обучения физике / О.Р. Шефер, С.Р. Раннева: Монография – Челябинск: Край Ра, 2015. – 120 с.