Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обучение чтению на уроках английского языка

Дата публикации: 2022-12-06 20:38:13
Статью разместил(а):
Байлова Светлана Александровна

Обучение чтению на уроках английского языка

Автор: Байлова Светлана Александровна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в СПО, а именно методам процесса обучения чтению. Данный материал представляет интерес для преподавателей иностранного языка неязыковых учебных заведений.

Ключевые слова: проблемы преподавания, учебный процесс, английский язык, обучение чтению.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего проговаривания и происходит сличение графического и слухомоторного образов.

Решающую роль при чтении играют зрительные ощущения. Зрительные образы имеют большую отчетливость по сравнению со слуховую и большую продолжительность воздействия; также при чтении реализуется движение «от формы к значению», что легче, так как форма знака чётче отображена в нашем сознании, что обеспечивает опору на зрительное восприятие формы; не менее важно и то, что зрительное восприятие текста – процесс обратимый (т.е. читающий может неоднократно возвращаться к прочтению той или иной части текста).

Но у этого вида речевой деятельности есть и факторы, осложняющие его становление и функционирование:

· информационная насыщенность текста;

· широта охвата материала;

· большая сложность изложения материала (чем в устной речи) с точки зрения содержания и композиции;

· большая сложность фраз (в письменной речи они почти в три раза длиннее, чем в устной диалогической);

· отсутствие пауз и интонации, затрудняющее осмысленное членение речи.

В нашей статье подробнее будет рассмотрена классификация видов чтения, предложенная Г.В. Роговой: изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Изучающее чтение предусматривает макси­мально полное и точное понимание всей содержащей­ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изуче­ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате­риал. Изучающее чтение отличается повтор­ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет­ливым произнесением текста про себя или вслух, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после­дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Для этого вида чтения подбираются тексты, имею­щие познавательную ценность и информативную зна­чимость.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произ­ведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной уста­новки на последующее использование или воспроиз­ведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуни­кативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию.

Просмотровое чтение предполагает полу­чение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего пред­ставления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и клю­чевого предложения и просмотреть текст. Количе­ство смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном, видах чтения, и они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разде­лами. Этот вид чтения требует от читающего доволь­но высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста:

1. Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

2. Прочитайте текст и лексические единицы, со­ставляющие его тематическую основу. Определите, правильно ли они выделены.

3. Прочитайте текст и дополните предлагаемую тематическую основу. Определите, правильно ли они выбраны.

4. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую осно­ву текста.

5. Прочитайте текст и найдите в нем повторяю­щиеся слова, которые составляют тематическую осно­ву текста.

6. Ознакомьтесь с новыми словами и слово­сочетаниями. (Слова и словосочетания даны с пере­водом.) Не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.

7. По схеме, состоящей из ключевых слов, дога­дайтесь о содержании текста и попробуйте его озаглавить. Во время чтения текста подчеркните слова, представленные на схеме.

8. Соотнесите данные в схеме субъекты и преди­каты, чтобы получить логическую схему текста. Про­читайте текст и проверьте, получилась ли логическая схема.

9. Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве ключевых.

10. Прочтите предложения и сократите их так, чтобы использовать оставшуюся часть в качестве темы сообщения.

11. Прочитайте абзац (предложение, текст). Определите, какие слова являются сигналами второ­степенной информации.             

12. Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.

13. Назовите и выпишите из текста ключевые слова, которые можно использовать в качестве опоры при обсуждении проблемы, освещаемой в тексте.

Упражнения на понимание предложений, содержащих незнакомые слова, не влияющие на понимание общего смысла:

1. Прочтите предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения (обстоятельства времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми словами.

2. Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.

3. Вычеркните из данных предложений (абзацев) слова, несущие незначительную смысловую нагрузку.

4. Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова, несущие основную смысловую нагрузку.

5. Прочтите абзац (текст) и постарайтесь понять его без словаря.

6. Прочтите ... абзац текста и, не обращая вни­мания на незнакомые слова, найдите в нем предложение, содержащее основную информацию.

Упражнения на выделение смысловых вех текста и понимание единичных фактов:

1. Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную (главную) информацию.

2. Прочтите заглавие и первый (последний) аб­зац текста и скажите, о чем идет речь в тексте.

3. Прочтите текст до конца. Найдите в … абзаце предложение, содержащее аргументацию главной мысли предшествующего абзаца.

4. В ... абзаце найдите предложение, несущее главную информацию и информацию, детализирую­щую главную.

5. Прочтите абзац (текст) и назовите слова, кото­рые, на ваш взгляд, несут наибольшую смысловую нагрузку.

6. Прочтите заглавие текста, которое представ­ляет собой вопрос. Скажите, что, на ваш взгляд, за­ставило автора вынести вопрос в заглавие текста.

7. Прочтите ... и ... абзацы. Обратите внимание на первые предложения каждого абзаца, так как они выражают основную мысль абзаца.

8. Прочтите ... абзац. Скажите, где (когда) про­исходят описываемые события.  Добавьте ориенти­рующие слова.

9. Прочтите внимательно ... и ... абзацы. Выбе­рите для них заглавия. (Варианты заглавий приводятся.)

10. Прочтите два текста и скажите, чем они отли­чаются друг от друга в освещении одной и той же проблемы.

11. Выберите из данных предложений те, которые лучше всего отражают ....

12. Прочтите текст и назовите два основных во­проса, которые обсуждаются в нем.

13. Рассмотрите чертеж. Прочтите текст и скажи­те, какие данные чертежа не нашли отражения в тексте.

14. Прочтите текст, с тем чтобы ответить на во­просы по основному содержанию текста.

15. Отметьте предложения, соответствующие со­держанию текста.

16. Скажите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста.

17. Укажите номер абзаца, в котором выражена следующая мысль. (Мысль сформулирована на рус­ском языке.)

18. Укажите номер предложения, наиболее полно соотносящегося по смыслу с заглавием.

19. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

20. Прочтите текст (абзац) и сформулируйте основной вопрос, который обсуждается в нем.

21. Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.

Чтение разного типа, применяемое в учебном процессе при обучении английскому языку, дает богатый материал для проведения воспитательно-развивающей работы со студентами. Учи­тель должен воспользоваться этим эффективным средством по­вышения образовательного уровня обучающихся и воспитательно­го воздействия на их личность.

 

. . . . .