Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях
Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях
Автор: Шиманович Галина Васильевна
МБОУ "Лицей", г. Владикавказ
Путь профилактики нарушений письменной речи должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять, что легче предупредить специфические ошибки в письме заранее, чем потом устранять с помощью коррекционных занятий.
Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К.Д. Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать речевой слух у детей, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.
Фонетический разбор - основной вид упражнений, который развивает фонетические способности учащихся.
В первом классе у многих детей возникает трудность в составлении звуковых схем. Родители, уделяя большое внимание своему ребенку, всеми силами пытаются помочь. Но порой возникает трудность – родители не могут объяснить или помочь своему ребенку в том или ином задании. Возникает эта трудность в том, что многие из них закончили школу давно вспомнить что-либо им сложно.
Еще одним из факторов является ФГОС, с которым родители также, как и дети знакомятся только с поступлением ребенка в школу. Многие родители, особенно начальных классов, часто подходят к учителю за советом. «Как лучше объяснить и помочь ребенку?» «Нам вот в школе объясняли по-одному, а сейчас по-другому». Поэтому учителю стоит взять на заметку на родительских собраниях проводить мастер-классы для родителей. Эти мастер-классы являются хорошим примером и уроком для родителей. И контроль домашних заданий становится качественным.
Основными задачами такого мастер-класса являются:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Проведение такого «мастер-класса» я считаю необходимым, для того, чтобы родители смогли максимально приблизиться помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучения детей грамоте начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
Теоретическая часть:
Вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Гласные – согласные
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… - змеиный слышен свист.
Шшш… - шуршит опавший лист.
Жжж… - шмели в саду жужжат.
Ррр… - моторы тарахтят.
3. Практическая часть:
Давайте поиграем.
1. Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик. А, Т, Ж, Щ, Ы, Я – КАКИЕ ЗЕСЬ ЗВУКИ ВЫ УСЛЫШАЛИ
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
2. Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).
Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку. Р, К, А, Н
Как проводится звуковой анализ слова?
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
Нужно:
1. Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])
- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
3. Игра «Составь схему слова» (определять звук в начале и в конце слова).Лебедь, улитка, стул.
А теперь карточками выложите звуковой анализ слова- Юла, перья.
Вывод: Основное условие для занятий по звуковому разбору – систематичность, она необходима на протяжении всего периода школьного обучения. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры, требует особого подхода, специальных приёмов, в школе и дома.
Литература:
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы (Уроки русского языка).