Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Задания метапредметного характера на уроках математики

Дата публикации: 2023-01-16 22:27:59
Статью разместил(а):
Мишина Ирина Алексеевна

Применение заданий метапредметного характера на уроках математики, а также проведение интегрированных уроков как условие формирования функциональной грамотности обучающихся

Автор: Мишина Ирина Алексеевна

МБОУ "СОШ № 3", г. Королёв Московской области

 

Аннотация: В данной статье автор пишет о проблемах и перспективах разработки и применения заданий метапредметного характера для уроков математики с целью формирования функциональной грамотности обучающихся. Также в данной статье рассматриваются вопросы организации и проведения интегрированных уроков математики с предметами других предметных областей.

Ключевые слова: задания метапредметного характера, интегрированные уроки, функциональная грамотность обучающихся.

 

В настоящее время функциональная грамотность обучающихся является определяющим фактором их не только их образовательной, но и жизненной позиции.

Владеющий функциональной грамотностью человек, как взрослый, так и выпускник школы должен быть способен применить свои знания и умения не только в конкретной предметной области, а в этом обязательно, он должен уметь их применять, и в других областях, а самое главное, уметь их применять в повседневной жизни.

Президент Российской академии образования Ольга Васильева отмечает, что 20% детей до 15 лет не достигают пороговых значений функциональной грамотности. Это результаты как российских, так и международных исследований. То есть получается, что большая часть информация, которая воспринимается ребенком, остается вне его понимания.

Существуют ли способы преодоления таких затруднений в практике современного учителя?

Я считаю, что путём к формированию функциональной грамотности современных обучающихся является применение на всех уроках заданий метапредметного характера, а также организация и проведение интегрированных уроков, особенно междисциплинарного характера.

Рассмотрим особенности разработки заданий метапредметного характера на примере уроков математики.

Как известно математика - царица наук. Это значит, что математические знания необходимы для полноценного изучения всех учебных дисциплин. Поэтому математическая грамотность лежит в основе естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальных компетенций и креативного мышления, а также оказывает довольно сильное влияние на формирование читательской грамотности.

Несмотря на то, что в учебниках по математике практически всех классов обучения и всех авторов присутствуют задания, условия которых частично лежат за пределами области изучения собственно математики (например географии – вычисление площади какого-либо географического объекта, или физики – вычисления скорости движения или объёма жидкости и т.д.), для качественного формирования функциональной грамотности этого недостаточно.

При такой подаче материала обучающиеся, по моему мнению, не могут полностью воспринять исходные данные из другой предметной области, для них все условия и действия остаются в плоскости математики. Для достижения эффекта метапредметности необходимо давать обучающимся больше сведений об объекте или предмете математических действий.

В этом и состоим особенность разработки заданий метапредметного характера для их последующего применения на уроках, в том числе и на уроках математики.

Например, можно дать задание вычислить площадь Антарктиды используя масштаб карты, указанный в условии задания. В данном случае решение сводится к оперированию числами без особой привязке к конкретному географическому объекту.

Это же задание можно дать обучающими в несколько ином формате: «Антарктида – самый южный континент нашей планеты, омываемый водами Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Название этого континента произошло от греческого «антарктикос», что означает расположение напротив Арктики (севера). Антарктида была открыта в 1820 году русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Антарктида – самый высокий континент на нашей планете, средняя высота составляет 2000 м над уровнем моря, а в центре континента достигает 4000 м над уровнем моря. Практически весь этот континент покрыт многометровым ледяным покровом. Данный континент отличается крайне суровым климатом: экстремально низкими температурами (23.07.1983 г зафиксирован рекорд: -89,20С), а также сильными ветрами. Учёных с давних времён интересовала площадь данного континента, для этого были составлены различные географические карты, последние из них являются наиболее точными поскольку сделаны со спутника. Такая карта представлена в данном задании (представлена карта с указанием масштаба). Вычислите площадь самого южного континента на нашей планете».

В условиях данного задания можно добавить данные о численности пингвинов и предложить обучающимся произвести расчёт средней плотности популяции данного вида птиц на конкретном континенте. Возможно добавление данных о различной численности пингвинов в разные десятилетия. Это позволит не только вычислить плотность популяции, но и оценить динамику этой плотности. Данное добавление позволит подискутировать о причинах изменения плотности популяции пингвинов и причинах этих изменений. Также можно использовать в варианте данного задания литературные произведения, посвящённые данному континенту, его обитателям, учёным, вносящим вклад в открытие и исследование Антарктиды.

Аналогичным образом можно составить задания и по другим математическим действиям с реальными природными объектами, физическими, химическими, биологическими, а также процессами: физическими, биологическими, химическими, астрономическими и т.д.

Преимуществом данных заданий на уроках математики является наглядная связь математических действий с реальными потребностями человечества в целом и реальными потребностями каждого обучающегося в изучении особенностей различных регионов нашей планеты, как в приведённом примере задания, или способность применять математические знания в других предметных областях для решения лично значимых задач, и конечно же в решении различных бытовых вопросов.

Кроме того, данный формат заданий способствует формированию читательской грамотности, то есть умению выделения из общего текста главных компонентов для решения конкретной задачи, что, несомненно, в свою очередь способствует формированию как глобальных компетенций, так и формированию креативного мышления, которое строится на владении многими теоретическими и практическими знаниями и умениями.

Основным недостатком данного формата заданий является время, затрачиваемое на их решение. Действительно, на прочтение и анализ достаточно большого текстового материала требуется время гораздо большее по сравнению с работой над задачами, которые представлены в традиционном учебнике математики.

Но тем не менее, систематическое применение заданий подобного вида, содержащие избыточное количество информации, приводит к умению более быстрого анализа этой информации, вычленению главной задачи и её решению.

Отдельное внимание следует обратить на проведение интегрированных уроков.

Данная форма работы предполагает проведение учебного занятия несколькими педагогами (чаще всего двое педагогов). Данная форма работы позволяет более глубоко почувствовать взаимосвязь предметных областей между собой. Она нивелирует многие психологические проблемы, связанные с заданиями метапредметного характера на уроках отдельных предметов.

Учёные-психологи давно в своих исследованиях отмечали взаимосвязь восприятия материала обучающимися конкретных учебных задач с личностью педагога, преподающего конкретный предмет, например математику.

Обучающиеся, видя педагога по конкретному предмету ожидают от него заданий по этому предмету и абстрагируются от остальных дисциплин. В этом состоит ещё одна сложность формирования функциональной грамотности обучающихся при проведении уроков по конкретным учебным дисциплинам. Они неосознанно стараются выполнить прежде всего задания по предмету того педагога, на уроке которого находятся.  

Методическая и психологическая составляющая интегрированных уроков призвана преодолеть подобный тип восприятия обучающимися информации.  Когда они видят нескольких учителей, преподающих разные предметы, в идеальном варианте преподающих предметы разного цикла, то у них не возникает «зацикленности» на конкретной учебной дисциплине и обучающиеся «раскрываются», гораздо легче воспроизводят ранее полученную информацию их другой области знаний. Они легче воспринимают, информацию об изучаемом предмете или объекте происходящую из другой предметной области.

Естественно, что данный формат обучения имеет ряд существенных недостатков. Основным из них является «фактор расписания учебных занятий». Технически очень сложно совместить уроки разных педагогов в один урок. Это требует изменения привычного расписания, выставления замен уроков. Но тем не менее это возможно, естественно не на постоянной основе. Поэтому проведение интегрированных уроков, несмотря на их очевидную значимость в вопросах формирования функциональной грамотности, требует тщательного планирования и существенно сокращает практические возможности их проведения.

Таким образом применение на уроках, в том числе математики, заданий метапредметного характера и при учебной возможности организации и проведения интегрированных уроков, особенно различного академического цикла открывает широкие возможности для формирования функциональной грамотности обучающихся, что является важной задачей, стоящей перед современной школой.

 

Литература:

1. Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г. Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51. 

2. Алексеева Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е.Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. 

3. Ушакова М.А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М.А. Ушакова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59. 

4. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - С. 116-125. 

5. Медеубаева К.Т. Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся / К.Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: терия и практика : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66. 

 

. . . . .