Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-01-16 23:37:34
Статью разместил(а):
Иванова Татьяна Борисовна

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Авторы: Иванова Татьяна Борисовна

и Колова Татьяна Петровна

МКОУ "Лицей № 1 им. А.П. Гужвина", г. Камызяк

 

Аннотация: В статье авторы рассматривают возможности УМК «Форвард» в духовно-нравственном развитии личности обучающихся.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, духовно-нравственное развитие.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Я.А. Коменский

В современных условиях реализации ФГОС, как и всегда, необычайно велика роль патриотического воспитания в духовном развитии личности. Развитие личности выдвигается как основная цель образования, а патриотизм как одна из основных ценностных характеристик личности. Иностранный язык, как и другие учебные предметы гуманитарного цикла, играет важную роль в воспитании патриотизма.

Формирование патриотизма у подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Одной из целей стратегии развития является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур, становления ценностного отношения к своей Родине – России.

УМК серии «Форвард» включает материалы, расширяющие представление обучающихся о России и формирующие чувство гордости за свою страну и её достижения в разных сферах. В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся начальной школы на уроках обсуждаются темы о разнообразии природных условий и животного мира России, достижениях России в области освоения космоса, о столице нашей Родины, о великом русском художнике В. Васнецове. Обучающиеся основной школы изучают народные праздники и фестивали России, США и Великобритании (Масленица, День блинов, День Благодарения, Рождество, День матери, Пасха), существенное место уделяется и современным проблемам окружающей среды, необходимости бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля. 

В учебниках УМК персонажи, российские и британские дети представлены в ситуациях, которые позволяют обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. 

Изучение культуры, истории, реалий и традиций способствует не только воспитанию положительного отношения к иностранному языку, культуре народа-носителя английского языка, но и более глубокому осознанию культуры своей страны.

Духовно-нравственные ценности: гуманизм, ответственность, долг, совестливость, чувство собственного достоинства, гражданственность, культура чувств, чувство патриотизма.  

Тема любви к животным и их сохранению поднимается в начальной школе при изучении темы «My pet» и выполнении проектных заданий.

В 5-ом классе интересно и необычно обсуждается информация в тексте «What kind of person are you?» о сходстве хозяев со своими питомцами. Дети с удовольствием рассказывают о своих любимцах, о необходимости заботиться о них.

В 6 классе при изучении темы «Animal life» обсуждается текст-chat «I want tо have a pet». Речь идет об ответственности за своих питомцев. Эпиграфом к уроку можно взять слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Текст «East or West, home is best» рассказывает о любви людей разных поколений к родному дому. Главная мысль: «There is no place like home». Для мамы дом - это когда все собираются за столом, делятся новостями, шутят и смеются. Самый младший брат в семье считает, что дом – это место, куда приходит Дед Мороз и приносит подарки. Бабушка считает дом местом, где можно выздороветь быстро от гриппа и простуды. Работая с текстом, мы делимся впечатлениями о том, что значит родной дом для каждого из нас. Обучающимся предлагается написать сочинение  на тему «Think of your family and your home. What is home for you?».

В 5 классе при объяснении разницы между понятиями «house и home» дети узнают, что home - это место, где живет человек, создаёт свою атмосферу, привыкает к этому жилью эмоционально, чувствует комфорт, безопасность, счастье. Формируются такие качества, как любовь к родному дому, к своей семье, забота друг о друге, чувство единения, кровное и духовное родство. 

Работая по теме «Моя семья», учащиеся изучают родословную своей семьи, выполняют проекты. Во время изучения страноведческой информации учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей нашей страны и страны изучаемого языка, с культурой и литературой. Увеличивается объём знаний об особенностях культуры родной страны, о достопримечательностях Москвы, родного края, происходит более глубокое осознание культуры своей Родины, сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур. 

Следует отметить, что большое значение имеет использование информационно-коммуникативных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся.  

Благодаря современным информационно-коммуникативным технологиям стало возможно, находясь в классе, совершать виртуальные экскурсии по Эрмитажу, Британскому музею, Лувру, Третьяковской галерее, смотреть спектакли Большого театра.

Учащиеся активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах. Учащиеся успешно выполняют проекты на темы ценностно-этического характера «A glimpse of Russia», «My home is my castle», «Special days in Russia», «The history of my town», « Save endangered animals». 

Следует отметить тему, затрагивающую проблему людей с ограниченными возможностями. Главное, что объединяет всех этих людей – это сила и стойкость духа, способность бороться с обстоятельствами, жить и творить, воплощая свои заветные желания.

В УМК достаточно материала, затрагивающего детские души и сеющего в них зерна чистого и прекрасного, которые обязательно прорастут и дадут свои плоды.

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы:

· изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру;

· развивает логическое мышление;

· оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор;

· повышает уровень общей культуры.

Изучение иностранного языка оказывает воздействие на становление личности, способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, воспитанию патриотизма.

 

. . . . .