Практико-ориентированный урок по предмету "Рисунок"
Практико-ориентированный урок по предмету "Рисунок"
Автор : Чайлахян Вера Левоновна
ФГБПОУ «Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств», г. Москва
Аннотация: В этой статье автор рассказывает об опыте применения диалогового обучения и личностно-ориентированного подхода на открытом уроке по предмету «Рисунок».
Ключевые слова: диалоговое обучение, практико-ориентированные технологии, рисунок.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Курс по дисциплине «Рисунок» занимает ведущее место в процессе профессиональной подготовки живописцев, графиков, скульпторов и дизайнеров.
Самым важным является развить у детей практические навыки восприятия лежащей драпировки как отдельного самодостаточного объекта, увидеть конструктивность складок, определить главную складку и второстепенные, оценить окружающее пространство не только как фон, но и как окружающую среду, увидеть тональную разницу драпировки, предметной плоскости и фона, увидеть и почувствовать пластику объекта в пространстве. Далее необходимо развить практические навыки в отрисовке объекта.
В процессе освоения дисциплины «Рисунок» наиболее важным представляется достижение таких целей как: сначала научить эскизировать натюрморт, любой объект, чётко и точно нарисовать плоский силуэт предмета, затем развить у обучающихся навыки восприятия целостного объекта, образно-пластического мышления, развить навыки аналитического изучения изображаемого объекта, идти от общего к частному, от большого к малому; увидев предмет в трёхмерном пространстве научиться изображать на плоском листе бумаге этот предмет таким же объёмным и пространственным, выявить светотенью его форму, создать образ, подготовить и воспитать художников, владеющих изобразительной грамотностью, способных в своей дальнейшей профессиональной деятельности успешно реализовывать творческие замыслы и решать творческие задачи; подготовить специалистов, способных творчески мыслить, анализировать произведения мастеров живописи, постоянно повышать своё мастерство.
В рамках общешкольной методической темы МЦХШ при РАХ «Применение практико-ориентированных технологий с целью формирования предметных и личностных результатов обучения с учетом индивидуального образовательного маршрута» я определила для себя основное направление своей методической работы на ближайшее время: Развитие неповторимой индивидуальности ребёнка, повышение его профессиональной деятельности по предмету «Рисунок» на примере диалогового обучения. Я ориентирую своих учеников овладевать знаниями и практическими навыками - самим обучая юных художников рядом с учителем.
В качестве иллюстрации предоставляю краткое описание открытого урока по предмету «Рисунок», проведённого в 2(6) «А» классе в количестве 13 учеников в рамках общешкольной методической темы.
Тема урока: «Зарисовка лежащей на плоскости драпировки со складками».
Первым шагом урока был анализ начатого рисунка драпировки, проведенный самими учащимися.
Работы были выстроены в академическом порядке, т.е. от самого сильного рисунка к самому слабому. Это очень важно и является хорошим стимулом успеваемости, т.к. никому не хочется быть в самом конце, где выстроены самые слабые рисунки. У всех детей на планшете был сделан эскиз небольшого размера, который являлся планом будущей работы.
Каждый ученик в диалоге с учителем объяснял, какие поставлены задачи, как он идёт к их развитию и выполнению, к завершению рисунка, что будет следующим шагом. В роли учителя выступали и другие ученики, пожелавшие дать советы и замечания своему однокласснику. Давно известно, что на чужой работе неточности и ошибки видны гораздо лучше, чем на своей, поэтому несколько учеников характеризовали работу своего коллеги с пожеланием: что бы стал делать дальше в этой работе, исправил, уточнил, если бы это был твой рисунок? Ребята очень активно выступали и давали одноклассникам профессиональные советы. Кроме этого, анализируя работы, ребята овладевали профессиональным языком.
Т.е. был применён метод диалогового обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). В педагогических системах диалоговая деятельность реализуется в различных формах учебной дискуссии, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. Рядом с работами обучающихся учитель поставил лучшие образцы рисунка учеников прошлых лет с таким же заданием. Совместно с учениками было проведено сравнение нынешних и прежних работ, отмечены сильные и слабые стороны незаконченных рисунков. После диалога учащиеся заняли свои места за мольбертами и приступили к продолжению рисования драпировки. Учитель, подходя к каждому, объяснял и напоминал задачи постановки.
Цель урока была: определив неточности и ошибки рисунка каждого исправить их и продолжить рисовать, усвоив сказанное и ранее полученные знания. Полное завершение рисунка должно было быть через 5-6 часов.
Учитель, работая с группой учеников, учитывает такие особенности обучающихся, как: активность личности, эмоциональность, профессиональную подготовку, здесь воплощается единство обучения и воспитания.
Список литературы:
1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва, «Просвещение», 1980г.
2. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Москва, 1976г.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Москва, «Просвещение», 1981г.
4. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. Москва, 1957г.
5. Могилевцев В.Л. Основы рисунка. Санкт-Петербург, «Чарт», 2007г.
6. Школа изобразительного искусства. 3-е издание, исправленное и дополненное, Том II, Москва, 1988 г.