Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование тренинговых технологий в структуре урока физической культуры

Дата публикации: 2023-01-24 00:32:11
Статью разместил(а):
Медников Кирилл Юрьевич

Использование тренинговых технологий в структуре урока физической культуры

Автор: Медников Кирилл Юрьевич

МБОУ «Гимназия № 24», г. Калуга

 

"Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования". Барбюс А.

 

Введение.

Всем понятно, что успешной в наше время является не та школа, которая оснащена по последнему слову техники (хотя и это, конечно, важно), а та, в которой ученик, получая качественное образование, чувствует себя комфортно, имеет все возможности реализовать себя как личность. В первые годы работы в школе я стал обращать внимание на поведение детей во время уроков, перемен, и особенно подвижных и спортивных игр. В школьной жизни ребенок постоянно попадает в ситуации, где ему нужно принимать решения, делать выбор, и очень часто ученик должен на уроке физической культуры найти способ решения той или иной социальной проблемы или возникшей нестандартной ситуации на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Зачастую многие ситуации остаются нерешенными, появляются конфликтные ситуации, а во время игр многие боятся брать на себя роль лидера, чтобы повести за собой команду.

Актуальность. Наблюдая за классами, в которых были проблемы с дисциплиной, взаимодействием во время подвижных игр, а также проблемы в межличностных взаимоотношениях у отдельных учащихся, в рамках уроков физической культуры я стал применять технологии командообразования и тренинговые технологии, направленным на сплочение класса.  В процессе применения данных технологий, я заметил, что учащиеся стали лучше понимать друг друга, научились преодолевать трудности и разногласия, стали поддерживать друг друга в сложных ситуациях.                   

Гипотеза. Применение тренинговых технологий на уроках физической культуры в школе будет способствовать развитию коллективизма, взаимовыручки и товарищества в классе, создаст условия для формирования классного коллектива. Данные технологии будут способствовать объединению воспитательного процесса и урочной деятельности, в значительной степени помогут классному руководителю в формировании классного коллектива. 

Цель проекта: посредством внедрения тренинговых технологий в рамках урока физической культуры способствовать созданию условий для сплочения классного коллектива через формирование коммуникативных навыков учащихся, навыков принятия решения, изменения стратегии поведения, формирования навыков взаимопомощи и взаимоуважения.

Задачи проекта: 

· Выбрать тренинговые технолигии для обучения учащихся во время проведения уроков физической культуры, составить график проведения тренингов в испытуемом классе.

· Применять выбранные средства в процессе обучения в рамках проведения урока физической культуры.

· Формирование в классном коллективе культуры общения, умения гибко, пластично реагировать в любой ситуации, лучше приспосабливаться к окружающей обстановке, быстрее находить выход из сложных ситуаций, реализовывать свои планы и достигать цели.

· Создать условия для самореализация каждого учащегося через взаимодействие в коллективе.

· Определить результат воздействия тренинговых средств в учебном процессе на коммуникативные навыки учащихся и психологический климат в классном коллективе.

Ι. Основная часть.

1. Что же такое тренинг?

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» - обучать, тренировать, дрессировать. Тренинг – потрясающий увлекательный процесс! Человек, который хотя бы раз в жизни принимал участие в тренинге, запоминает это событие надолго. В широком смысле тренинг — это познание себя и окружающего мира, изменения «Я» через общение, общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке, эффективная форма работы для усвоения знаний, инструмент для формирования умений и навыков.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации, обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга. Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы и ведет группу к поставленной цели. Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в том месте, где проводится тренинг. Тренинговое место должно быть просторным, со свободно передвигаемыми предметами или мебелью. Работа в кругу способствует доверительной атмосфере, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и с ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. В рамках образовательного учреждения оптимальным местом для проведения тренинга является спортивный зал.

Продолжительность тренинга зависит от: целей; организационных и материальных возможностей; возможностей учителя.

Хороший ведущий (учитель) должен владеть необходимой, интересной и достоверной информацией, знает основы возрастной психологии и физиологии, умеет работать с аудиторией и знает, как ее заинтересовать, обладает навыками ведения группы. Все результаты тренинга невозможно оценить сразу после его завершения. Результаты могут проявиться намного позже, когда человек, прошедший обучение, реализует полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Наиболее оптимальный размер группы считается 14-18 человек. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимания участников становится рассеянным.

Для эффективной организации тренинга, необходимо соблюдать специальные правила. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, в которой каждый участник может открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не боится стать объектом насмешки и критики, получает информацию сам и не мешает получать ее другим. Учитель должен хорошо владеть информацией по тематике тренинга, умеет эффективно доносить информацию.

Что бы эффективно донести информацию учитель должен знать специфику, возрастные и психологические особенности аудитории, владеть коммуникативными навыками, владеть навыками групповой работы. Так же в групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, которые могут послужить источником получения нового и интересного опыта. Причинами таких ситуаций в групповой работе с подростками могут быть: нарушение конфиденциальности, образование группировок, привлечение к себе внимания (позерство), сопротивление, споры. И учитель должен иметь навыки работы в нестандартных ситуациях.

Дети с 10 до 18 - целевая группа многих тренинговых программ, так как данному возрасту свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привезти к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Во время проведения тренинговых занятий для детей, появляется возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни.

2. Применяемые методы тренинговых технологий.

Тренинговые технологи применялись для учащихся 7 «Б» (2018-2019 уч. год), 8 «Б» класса (2019-2020 учебный год), 9 «Б» (2020-2021), 10 «Б» (2021-2022) в количестве 34 человек. Результаты оценки коммуникативных навыков и психологического климата в исследуемом классе сравнивались с аналогичной оценкой в 7 «А» и в дальнейшем в 8,9,10 «А» классах (в количестве 33 чел.), в которых тренинговые технологии не применялись.

В результате предварительного анализа тренинговых технологий было установлено, что необходимыми требованиями к применяемым технологиям являются: возможность участия всех учащихся класса, краткие временные рамки тренинга, направленность на работу в группе. В качестве основных тренинговых упражнений, способствующим развитию групповой динамики – развитию отношений между участниками были выбраны: игры на знакомство; игры на сплочение; упражнения разминки; упражнения для деления на подгруппы; коммуникативные игры; игры, направленные на формирование навыков ответственного поведения

3. Критерии оценки эффективности применяемых тренинговых средств.

Основной задачей применяемых технологий было формирование классного коллектива, создание условий для раскрытия личности каждого ученика, формирования позитивных отношений в классе. Поэтому для изучения результативности применяемых тренинговых технологий использованы методы изучения отношений в классном коллективе и оценки психологического климата в классе:

- Методика «Изучение изменений взаимоотношений в коллективе (методика «Наши отношения» Л. М. Фридман)

- Методика «Оценка изменений психологического климата в классном коллективе (методика «Психологическая атмосфера в классном коллективе» Л.Г. Жедуновой).

4. Оценка результативности проекта.

Результаты оценки изучения изменений взаимоотношений в классном коллективе проводилась 5 раз: в начале использования технологий – в ноябре 2018 года, промежуточный контроль - в мае 2019, сентябре 2019, январе 2020, в ноябре 2020, и заключительный контроль октябрь 2021.

В конце каждого полугодия ученикам предлагалось выполнить простой тест «Наши отношения» изучения отношений в классном коллективе.

Результаты оценки категории взаимопреемленность (дружба и сплоченность) показали, что в начале исследования баллы по данному показателю в контрольном и испытуемом классах находятся примерно на одном уровне. По мере проведения эксперимента изменения данного показателя в испытуемом классе имеет положительную динамику, наблюдается постоянное увеличение данного показателя. В контрольном классе также наблюдается положительная динамика в начале периода исследования, однако изменения незначительны и уровень отношений может меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения, оставаясь примерно на одном и том же уровне. Изменение взаимопремлемости в испытуемом классе изменилось с 3,8 до 5,5 баллов, тогда как в контрольном классе с 3,6 до 4 баллов.

Изменение уровня конфликтности в испытуемом и контрольном классах также отличаются. В испытуемом классе наблюдается стойкое значительное уменьшение уровня конфликтности, в контрольном классе также происходит уменьшение уровня конфликтности, но данные изменения незначительны и отличаются от испытуемого класса на 2 балла. Изменение уровня конфликтности в испытуемом классе изменилось с 4,4 до 2,1 балла, тогда как в контрольном классе с 4,5 до 3.9 баллов.

Оценка изменений психологического климата в классном коллективе проводилась по методике «Психологическая атмосфера в классном коллективе» Л. Г. Жедуновой.

В испытуемом классе за время проведения исследования уровень психологической комфортности увеличился с 4,3 до 6,1 баллов (из 9 возможных) по методике Л.Г. Жедуновой. В контрольном классе в начале исследования наблюдается незначительное увеличение комфортности, затем уровень комфортности остается на одном уровне. Учащиеся испытуемого класса отмечают, что применение тренинговых технологий способствует улучшению психологической комфортности в коллективе, увеличению дружелюбности, появлению теплоты взаимоотношений, взаимной поддержки, успешности, удовлетворенности и увлеченности делом. В контрольном классе уровня комфортности изменился незначительно: с 4,2 до 4,7 баллов.

В результате применения тренинговых технологий в 2018-2021 учебном году по результатам психолого-педагогического исследования можно отметить, что изменился психологический микроклимат в ученическом коллективе, создались благоприятные условия для развития каждого ребенка. Дети вовлеклись в различные виды совместной деятельности на тренинговых упражнениях. Ребята стали коммуникабельными, гибкими в решении жизненных ситуаций, ответственными, в классе присутствует взаимовыручка и взаимопомощь. Учащиеся стали менее конфликтными, в классе царит комфортная рабочая обстановка. Применение тренинговых технологий в ученическом коллективе эффективно, способствует дальнейшему сплочению классного коллектива и поступательному развитию каждого ученика класса.

5. Выводы.

1. В рамках уроков физической культуры возможно применение тренинговых технологий: игры на знакомство; игры на сплочение; упражнения разминки; упражнения для деления на подгруппы; коммуникативные игры; игры, направленные на формирование навыков ответственного поведения.

2. Изменение взаимопремлемости в испытуемом классе изменилось на 1, 7 балла, тогда как в контрольном классе на 0, 4 балла.  Таким образом, применение тренинговых технологий в образовательном процессе, способствует развитию в классном коллективе культуры общения, умения гибко реагировать в любой ситуации, достигать цели, формирует такие качества, как взаимовыручка, уважение, сплоченность, дружба. 

3. Применение тренинговых технологий способствовало созданию условий для самореализации каждого учащегося через взаимодействие в классном коллективе, снижению уровня конфликтности в классе. Так, в испытуемом классе наблюдается стойкое значительное уменьшение уровня конфликтности, тогда как в контрольном классе уменьшение уровня конфликтности незначительны и отличаются от испытуемого класса на 2 балла.  

4. Оценка психологического климата в классном коллективе показала, что применение тренинговых технологий способствует улучшению психологической комфортности в коллективе, увеличению дружелюбности, появлению теплоты взаимоотношений, взаимной поддержки, успешности, удовлетворенности и увлеченности делом. 

ΙΙΙ. Заключение.

Выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Применение тренинговых технологий в учебном процессе оказалось эффективным и способствовало формированию чувства коллективизма, взаимовыручки и эффективного сотрудничества в классе. В дальнейшем продолжая использовать на уроке тренинговые технологии и упражнения возможно усложнения каждого упражнения, применения музыкальных упражнений, выбора необычного место проведения (например, в парах во время проведения Летней Школы для одаренных детей). Использование тренинговых технологий будут способствовать формированию и улучшению коммуникативных навыков, навыков принятия решения, изменения стратегии поведения в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий укрепляется общефизическое и психологическое состояние учащихся, восполняет дефицит двигательной активности. Положительно эмоциональный настрой во время заданий снимает у детей комплекс “зажатости”, скованности и помогает им выразить свои ощущения через успешное выполнение задания. Во время проведения тренинга не надо бояться импровизировать, играть с учащимися, фантазировать с новыми заданиями совместно с учащимися. Дети отличные психологи – они сразу чувствуют фальшь в действиях, поведении и поступках.

Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что воздействие на учащихся тренинговыми средствами воспитывает здоровое отношение к себе и окружающим, трудолюбие, дисциплину и ответственность, формирует общую культуру и потребность к здоровому образу жизни, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, толерантность и эстетическое восприятие окружающего мира. Дети овладевают приёмами самоконтроля и взаимоконтроля за своими действиями и поступками.

Использование тренинговых технологий в работе классного руководителя может быть использовано для формирования классного коллектива, создания условий для самореализация каждого учащегося через взаимодействие в коллективе.

 

Литература:

1. Митяев А.М. «Здоровьесберегающие педагогические технологии»  М.: ИЦ Академия, 2008. – 138с.

2. ОКРСМ «Работа с малой группой». К.: 2011. – 231с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999. 446  с.

4. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

5. Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе. - 2008. - № 5. - с.38.

6. Копылов Ю.А. Учитель физкультурной самостоятельности// Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - с.27.

 

. . . . .