Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Принцип межпредметности на уроках китайского языка при изучении начертания иероглифов

Дата публикации: 2023-02-03 16:56:10
Статью разместил(а):
Лекомцева Наталья Николаевна

Принцип межпредметности на уроках китайского языка при изучении начертания иероглифов

Авторы: Заболоцкая Наталья Николаевна

и Алексеева Анна Андреевна

Московская центральная художественная школа при РАХ, г. Москва

 

Аннотация: В статье авторы рассказывают о применении принципа межпредметности в обучении китайскому языку.

Ключевые слова: межпредметность, композиция, художественное образование, графика, китайский язык.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Межпредметностью называют такой принцип обучения, при котором предмет изучается с точки зрения разных наук. Так как в Московской центральной художественной школе ввели изучение китайского, как второго иностранного языка, возникла потребность повысить мотивацию к изучению путем интеграции с художественными дисциплинами.

Самой сложной дисциплиной в художественном образовании по праву считается композиция. Это дисциплина, лежащая в основе образовательных программ профильных учебных заведений среднего и высшего звена, реализующих подготовку творческой направленности. Без работы над развитием композиционных навыков обучение живописи и рисунку превращается в исследование технологии и изобразительных приёмов без возможности создания художественного произведения, грамотно выстроенного и обдуманного, а, следовательно, невозможно дальнейшее творческое развитие молодого художника. Сергей Александрович Гавриляченко обращает внимание на один из важных аспектов этой дисциплины - «композицию смысла» [1, с.12].

В рамках интеграции общих и профильных дисциплин в МЦХШ были проведены специальные занятия по иероглифике. Мы провели мастер-класс для начинающих по китайской каллиграфии традиционными материалами. Межпредметность как принцип раскрыта в сопоставлении иероглифа и композиционной целостности, иероглиф соединяет в себе строгие принципы начертания с изобразительным приёмом.

Связь со специальными дисциплинами также ярко прослеживается и в том, что одним из аспектов композиции является символ – знак, указание на смысловую нагрузку произведения, формирующее его язык. Аналогичная функция и у иероглифа – символ (греч. «simbolon» - «знак», «опознавательная примета») элементы которого меняют смысловое наполнение текста. Особого внимания, по нашему мнению, здесь заслуживают именно китайские иероглифы, хранящие в себе целый пласт тысячелетней культуры, выраженный пластически. Обучаясь композиции, художник досконально изучает историю искусств через изобразительный язык различных эпох, наблюдая их развитие. Обучаясь писать иероглифы, ученик прикасается к китайской культуре и мировоззрению через систему знаков и символов, чутко реагирующую на любые перемены вовне.

Работа выполнялась на рисовой бумаге, тушью для каллиграфии. Здесь имеет значение и разница в механике действий, иероглифика предполагает иной хват кисти, рисовая бумага более тонкая и хрупкая, китайская тушь обретает в иероглифе совершенно иную плотность и силу, чем, например, в архитектурной отмывке. Таким образом, знакомство с принципиально отличающейся культурой происходит и на уровне материального, становится осязаемым, что также имеет серьезное значение в процессе обучения детей-художников.

На мастер-классе удалось обратить внимание учащихся на то, что в иероглифике, как и в любой каллиграфии, соблюдается определённая ритмичность. Иероглифу необходимо напряжение линии и ясность, твердая, точная постановка руки, как в иконописи или гравировании.  В ходе занятия они смогли понаблюдать за развитием геометрии и графики каждого иероглифа, осознать значение интервала между элементами для верности понимания и начертательной гармонии – это возвращает нас к разговору о «композиции формата», «композиции пространства» и «композиции смысла». [1, с.8]

В заключение подчеркнем, что специальное образование, которое в МЦХШ получают вместе с общим, непременно нуждается в интеграции в общие дисциплины. Таким образом, расширяется кругозор обучающихся, повышается уровень общей культуры, укрепляется мотивация к изучению предмета.

 

Список литературы:

1. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке: Научно-методическое издание, СканРус; М., 2010г.;191;

2. Гаврилкевич Я.Е. Основы и принципы постановки натюрморта: Методическое пособие, МЦХШ при РАХ, - М., 2019.

3. Сосновская Н.И. Иероглиф как объект и предмет познания в концептуальной картине мира.

 

. . . . .