Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Вовлечение учащихся в личностно - ориентированное обучение

Дата публикации: 2023-04-01 20:22:04
Статью разместил(а):
Костомаха Елена Васильевна

Вовлечение учащихся в личностно-ориентированное обучение

Автор Костомаха Елена Васильевна

МБОУ «Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша»

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом о педагогических методах и приёмах вовлечения учащихся в личностно-ориентированное обучение с целью развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства и технологии.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, креативное мышление, педагогические технологии.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

Педагогу, работающему в современной школе с ФГОС необходимо применять технологии личностно-ориентированного обучения, но это не значит, что учитель должен приспосабливаться к отдельно взятому ученику. Надо приспосабливать формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

В настоящее время личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В школу приходят не просто ученики, а ученики — личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, он уважаем, никто не может его оскорбить. Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей учебно-воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. В первую очередь, автором даётся положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха, нацеливание на то, что у них обязательно все получится), подбадривая слабых, неуверенных в себе учащихся.

Практически каждый урок начинается со стихотворного или музыкального приветствия, что влияет на акцентирование внимания, на эмоциональный фон урока. Чтобы обеспечить всем детям на уроке комфортные условия, автор осуществляет рассадку учащихся по группам (если работа групповая), если работа индивидуальная, каждому подбираются формы выполнения работы  в зависимости от темперамента. Это помогает осуществлять личностно-ориентированный подход, потому что дети с разным типом темперамента по-разному выполняют одну и ту же работу. 

Например, на уроке «Освоение человеком пространства земли. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы» дети рисуют пейзаж. Меланхоликам даются яркие краски (радостный пейзаж), холерикам (безудержным) - светлые краски (нежный, волшебный пейзаж). А сангвиникам предлагается право выбора цвета. Флегматика всегда поддерживаем, чтобы он всегда был "на чеку", не имел бы возможности задремать, погрузиться в ленивое "беспечальное созерцание", напрягая и направляя его волевые усилия.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование здоровьесберегающих технологий. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Для предотвращения утомляемости на уроке автор создает условия для здорового развития учащихся, а именно:

- соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

- проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга,  физкультминуток  (чаще музыкальных и танцевальных). Они не только помогают ребятам отдохнуть, подвигаться, но и поддерживают интерес к теме урока. При этом  дети выполняют разные упражнения: кому-то хочется потанцевать, кто-то просто выполняет движения, есть и такие, кто упражнения выполняют сидя;

- обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводятся подвижные дидактические игры;

- поза учащегося (необходимо постоянно следить за осанкой детей, можно работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);

- соблюдение психологического  климата в классе (взаимоотношения на уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей);  наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, стихотворное приветствие собственного сочинения в начале урока, подбадривающие слова  и стихи в процессе выполнения задания);

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (чистота, температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски).

Использование  проектной работы, целью которой является развитие творческих способностей учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес. 

Учащиеся с интересом занимаются проектной деятельностью. В зависимости от способностей, умений, навыков, индивидуальных особенностей учащихся проекты выполняются индивидуальные или групповые, простые или сложные. Многие выполняют работу самостоятельно, но есть и такие ученики, которым необходима постоянная консультация учителя, а иногда и контроль. Все это автор учитывает в своей работе.

Проведение уроков технологии и ИЗО невозможно без наглядности, а, значит, без применения использования компьютера, тем более личностно-ориентированное обучение предполагает использование информационных технологий.

Благодаря компьютерным образовательным  программам возможно виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, совершение виртуальных экскурсий в центры народных художественных промыслов.  

Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Автор продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока, например: «Моделирование», «Архитектура Древней Греции» и т.д. 

Презентация удобна и для организации проверки знаний. Каждый слайд содержит репродукцию картины. Автор показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим произведением. Такие викторины используются как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полученных за учебную четверть или полугодие. Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие. Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете.

Во внеурочной деятельности и на уроках, учащиеся изготавливают различные изделия. В процессе работы приходится решать самые различные вопросы, начиная с выбора объекта труда, его конструкции, определять рациональные способы обработки отдельных деталей, рассчитывать количество и учитывать качество материала, уметь устранять неполадки в работе и т.д. Автор не старается сразу же по первому зову решать проблемы учащихся, а создает им такие условия, в которых приходится прилагать усилия не только физические, но и умственные. Например, не ладится швейная машина, нет нужного цвета в красках, не хватает информации для создания интерьера комнаты, не знаешь, какие растения где высаживать при создании ландшафтного дизайна –  исправь, подбери, собери информацию, пробуй разные варианты. Вариантов всегда бывает много и практически у всех они разные. Какие полезные мелочи можно сделать из лоскутков? Как можно сэкономить конструкционные материалы? Чем можно соединить детали, кроме клея? Как исправить допущенные ошибки в изделии? 

На занятиях предлагается решить творческие задачи. Например: придумайте и разработайте план оформления пришкольной территории или проект оформления своего любимого кабинета. При решении таких задач  разрешается обучающимся использовать любые варианты, в том числе фантастические в начальных классах и экономически  обоснованные в старших классах, таким образом стимулируя их изучать дополнительную литературу, подбирать материал для творческой работы из различных источников.

При личностно-ориентированном обучении невозможно обойтись без использования игровых технологий, которые включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, например, «Происшествие в музее осени», «Веселый узор»,  «Палитра осени» и т.д

Игровая деятельность позволяет более рационально использовать учебное время, вызывает у детей интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их творческом развитии и отношении к занятиям. Во время игровых ситуаций у детей значительно возрастает острота зрения. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат стимулятором нервно - психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия, позволяют корректировать психологическое состояние и поведение учащихся, развивают коммуникативные способности. 

Использование таких игр и упражнений на уроке способствуют не только развитию ребенка, но и воспитывают интерес учебному предмету и искусству в целом.

При проведении урока «Народные промыслы. Городец» целью урока было ознакомить учащихся с историей  развития городецкой росписи и произведений промысла. Ориентируясь на личностно-ориентированное обучение, автор предложила форму работы, где  учащиеся смогли  выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей: кто-то расписывал фрагмент росписи гуашью, кто-то акварелью, были и «графики», которые любят работать цветными карандашами.  

На уроке «Великий художник — природа. Листья для волшебного дерева» были поставлены задачи способствовать ознакомлению с понятиями «форма», «аппликация», овладению техникой бумажной пластики; создать условия для работы над аппликацией. Форма работы была коллективная. Готовясь к уроку, учащиеся провели небольшую исследовательскую работу:  изучили и нарисовали листья деревьев, которые растут в нашей местности. Вместе рассмотрели результат этой деятельности и на основе полученных знаний выполнили творческую работу: учащиеся нарисовали листья с пожеланиями для себя и своих близких, но предварительно прослушав сказку Чуковского «Чудо-дерево». Листья приклеили на одно большое дерево.

Целью урока «Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы – скрутки» было вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию. Не секрет, что такой материал не вызывает восхищения у многих современных детей, но «не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», поэтому, чтобы детям было интересно.  к изучению такого материала необходимо подходить с особой ответственностью. При разработке урока автор применяет игровую технологию обучения. Дети, которые  интересуются рукоделием помогли  разыграть небольшую сценку - вступление с участием Марьи-искусницы. Дети, которым интересно работать с компьютером, помогли создать презентацию. Хорошо поющие дети подобрали и разучили колыбельные песни, а учитель во время урока бросал куклу любому ученику и тот должен был тоже спеть колыбельную.  Когда пришло время выполнения творческой работы, уже всем было интересно сделать куклу-скрутку. Каждый изготовил свою куклу, придумал ей имя и объяснил свой выбор классу.  

Таким образом, технологии личностно-ориентированного обучения повышают мотивацию к обучению, позволяют отбирать наиболее эффективные средства для достижения целей, создают условия для рефлексии, позволяют применять инновационные средства обучения наряду с традиционными.

 

Список литературы:

1. Сериков В.В. Личностный подход в образовательной системе. - Педагогика,  1994 г.

2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000 г. 

3. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991 г.

4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 г.

 

. . . . .