Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование компетенций обучающихся в области проектной деятельности на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-06-07 14:34:44
Статью разместил(а):
Гридчина Светлана Викторовна

Формирование компетенций обучающихся в области проектной деятельности на уроках английского языка

Автор: Гридчина Светлана Викторовна

МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5», Хотьково

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования  компетенций обучающихся в области проектной деятельности на уроках английского языка. Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами  Можно с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. 

Ключевые слова: проектная деятельность, стадии реализации проекта учащимися, изучение английского языка.

 

"Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю.". Конфуций.

 

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Компетенция — это общая  способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Каким требованиям, по вашему мнению, должно соответствовать образовательное пространство урока, школы, чтобы ученик мог овладеть ключевыми компетенциями?

Овладение ключевыми компетенциями, учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

- чёткое формирование образовательных задач;

- определение оптимального содержания урока;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний;

- выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля;

- реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

- определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;

- особенности самоорганизации учителя;

- организация познавательной деятельности;

- организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- организованность учащихся;

- учёт возрастных особенностей.

3. Требования к технике проведения урока:

- урок должен быть эмоциональный;

- темы и ритм урока должен быть оптимальным;

- полный контакт учителя и учащихся;

- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- смена видов деятельности;

- обеспечение активного учения каждого ученика.

4. Требования к гигиене урока: температурный режим, проветривание, освещение, предупреждение утомления, чередование видов деятельности, физкультминутка, правильная рабочая поза учащихся, соответствие школьной мебели росту учащихся.

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают ею, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков, анализируя тексты для чтения и аудирования. Развитие данной компетенции происходит как в урочной, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. 

Технология сотрудничества, проектная методика в большей степени позволяют обеспечить механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Развитие общекультурной компетенции происходит за счёт изучения особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Основным источником  развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские  технологии, которые  помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации  в процессе обучения.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации.

Неотъемлемой составляющей формирования информационной компетенции является  осуществление проектной деятельности  учащихся. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом: «Школьный портрет», «Чудеса света», «Мое фамильное древо», «Транспорт. Роскошь или необходимость», «Молодежные субкультуры» и др.

Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И.Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования.

Проектная и исследовательская  деятельность учащихся, использование ИКТ и применение здоровьесберегающих технологий позволяют сформировать здоровую и гармонично развитую личность. Динамические паузы и музыкальное сопровождение обеспечиваются применением здоровьесберегающих технологий. Написание письма другу о своей семье развивает ценностно-смысловую компетенцию. Таким образом, мы видим, что комплексное использование технологий делает процесс обучения целостным, интересным и продуктивным.

Поскольку основной целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы, но также иметь представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку является  первостепенной  и основополагающей задачей. Владея коммуникативной компетенцией,  учащийся должен:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;  уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым. Здесь надо отметить, что основная задача обучения английскому языку – это формирование коммуникативных навыков, поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учителя иностранного языка.

Информационных – владение информационными технологиями. Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности  я создаю оптимальные условия учащимся  для развития их потенциальных возможностей, формирования  самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения.  Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.  Это  позволяет  мне  реализовать цели и задачи по  формированию ключевых компетенций  учащихся.   

Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Для формирования данных компонентов я использую в процессе обучения презентации. Применение презентаций  на уроке  позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся, эффективнее использовать время на уроке.

Электронные учебные комплекты способствуют: активизации познавательной деятельности учащихся, развитию вариативности мышления, направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. 

В последнее время я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Выделяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы.

Стадии реализации проекта и функции его участников.

Стадия работы над проектом:

1. Подготовка (проблематизация, целеполагание).

2. Планирование.

3. Исследование и сбор материала (реализация).

4. Выводы и оформление проекта.

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов (рефлексия).

Содержание работы:

- Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.

 - Определение источников необходимой информации.

 - Определение способов сбора и анализа информации.

- Определение способа представления результатов (формы проекта).

- Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

- Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

- Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

- Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

- Выбор оптимального варианта хода проекта.

- Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

- Анализ информации, формулирование выводов, подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, презентация, публикация).

- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Деятельность учащихся:

а) обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию;

б) формируют задачи проекта, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности;

в) поэтапно выполняют задачи проекта;

г) выполняют исследование и работают над проектом, анализируют, информацию, оформляют проект;

д) представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Деятельность учителя:

- инициирует проектную идею, знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в определении цели проекта, наблюдает за работой учеников;

- предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся;

- наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся;

- оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Таким образом, роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.  

Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.

2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.

3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности..

Пример проекта.

Название проекта: "Family ties"

Место проекта: Unit 4 “Family”,

Тип проекта: учебный, межпредметный (информатика), практико-ориентированный, информационный.

Цель проекта: формирование иноязычной коммуникативной компетенции по теме «Family ties»  посредством самостоятельной работы и  активного обучения в группах.

Педагогические задачи: развитие у учащихся интереса к предмету и теме моя семья.

Актуализация. Составление генеалогического древа.

Дидактические задачи: 

- Формирование поисково-аналитических навыков.

- Активизация творческих способностей.

- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

- Развитие навыков критического мышления.

- Развитие навыков исследовательской деятельности.

- Развитие умений работать с информацией: поиск, обработка и презентация.

Методические задачи:

- Активизация групповой работы над освоением языкового материала.

- Развитие навыков построения собственной системы работы с новой лексикой

- Совершенствование навыков перевода с русского на английский язык.

- Использование ИКТ для обработки результатов.

- Развитие и контроль коммуникативных умений.

Учебные задачи: Формирование коммуникативной компетенции на базе учебного материала по теме “Family”.

Создание творческого продукта (публикации, презентации) по теме “Family”.

Формирование компетенций участников проекта:

Ценностно-смысловые:

- формирование ценностных ориентиров безопасного поведения ученика;

- формирование способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

- формирование способности осознавать свою роль, предназначение и степень ответственности;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные: познание и опыт освоения учеником картины мира, представленной взаимосвязями и взаимозависимостью человека и окружающего его мира.

Учебно-познавательные:

- организация самостоятельной познавательной деятельности;

- владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

- добывание знаний непосредственно из окружающей действительности;

- умение извлекать пользу из опыта;

- организация  взаимосвязи своих знаний и упорядочение их;

- организация своих собственных приемов изучения;

- умение решать проблемы и действовать в нестандартных ситуациях.

Информационные:

- поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

- запрос различных баз данных;

- получение информации опросным путем, анализ и обобщение результатов;

- работа с офисными программами.

Коммуникативные:

- уметь представить себя, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.;

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- уметь принимать решения — улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться;

- уметь разрабатывать и выполнять поставленные задачи;

- уметь нести ответственность;

- уметь входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, доказывать солидарность.

Социальные:

- владение различными социальными ролями;

- видеть важность окружения, в котором проходит обучение и работа;

- оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой;

- организовывать взаимосвязь событий;

- критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение.

Личностные:

- включаться в проект;

- уметь организовывать свою работу;                           

- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

- показывать стойкость перед трудностями;

- уметь находить новые решения.     

Языковые:

- активное применение лексических единиц по теме в устной и письменной речи;

- грамотное применение грамматического материала Present Simple and Past Simple в устной и письменной речи.

План  реализации проекта

I Мотивация. Подготовка проекта.

Цели этапа:

- установка на проблему;

- осмысление цели;

- создание ситуации общения с преподавателем.

Содержание деятельности - актуализация знаний по выбранной тематике, обмен мнениями путем «мозгового штурма», вы­явление компетенции каждого участни­ка, образование групп, определение подтем и формулировка общей исследова­тельской задачи.

II Планирование.

Цели этапа:

- формирование задач проекта;

- выработка плана действий.

Содержание деятельности - самостоятель­ное исследование, на котором происходит определение источников информации, анализ и интерпретация данных. Учитель на этом этапе играет роль активного наблюдателя. На этом этапе рекомендуется организация групповой рефлексии.

III Информационное обеспечение. Исследование.

Цель этапа - собрать как можно больше информации по данному вопросу.

Содержание деятельности -подготовка опросного листа или анкеты. Проведение опроса. Анкетирование. Изучение источников информации – работа в Internet,  с печатными изданиями.

IV Первичная обработка информации учеником.

Цель этапа - проведение первичного анализа материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

Содержание деятельности - ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию. В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” или "изобилия" материала. Появляются материалы проблемного характера. Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

V Обработка информации вместе с учителем. Рефлексия.

Цель этапа - Обеспечение языкового оформления материала.

Содержание деятельности - составление списка ключевых слов и словосочетаний проекта. Подготовка  перечня  фраз  для презентации конечного продукта (Language Support).Активизация грамматического материала Подготовка текстов проекта на английском языке. Анализ языковых ошибок. Корректировка текста. Перекрестное взаимодействие групп. Знакомство с материалами исследований. Подготовка вопросов «оппонентам». Анализ выполнения целей проекта.

VI Подготовка конечного продукта проекта.

Цель этапа - подготовка презентации, буклета, бюллетеня.

Содержание деятельности - использование Microsoft Office Word, Power Point, Publisher, Excel. Подготовка устного доклада по итогам проекта для защиты.

VII Презентация и защита проекта.

Цель этапа - публичное представление материала проекта каждой группой.

Содержание деятельности - фор­мирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха.

VIII Подведение итогов.

Цель этапа - оценка роли каждого в подготовке и защите проекта.

Содержание деятельности - оценка индивидуального вклада каждого ученика. Рейтинговая оценка проекта

В процессе работы над любым проектом школьники не только осваивают компьютер и пишут сочинения на английском языке. Они приобретают навыки международного, межкультурного общения, выходят за границы собственных культурных стандартов, что позволяет им взглянуть на мир другими глазами.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.

Таким образом, проектный метод имеет высокообразовательную ценность, ориентирован в большей степени на формирование умений и навыков участвовать в учебных проектах, возможность индивидуальной творческой самореализации; содействует приобретению конкретного практического опыта, который можно использовать вне урока иностранного языка; позволяет использовать иностранный язык для открытия и познания чего-то нового; содержит задания проблемного характера, материалы для проведения всевозможных исследований, опросов, интервью; способствуют воспитанию таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, активность, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, а также развитию мышления, памяти, эмоций и воображения.

В заключение хотелось бы сказать, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

 

Список литературы:

1. Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.

2. И.А Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2014.

3. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2001.

4. В.В. Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2014.

 

. . . . .