Формирование ключевых компетенций на уроках географии с помощью проектной деятельности
Формирование ключевых компетенций на уроках географии с помощью проектной деятельности
Автор: Волк Лариса Владимировна
МБОУ "Гатчинская СОШ № 7", Ленинградская область
Отличительной особенностью ФГОС является деятельностный характер - его цель развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам и процессам. Использует все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения и любознательности.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию. Задача школы, и предмета географии: сформировать умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самореализации у учащихся. Поэтому важно на уроках географии использовать такие формы, методы и средства обучения, которые ориентированы на формирование ключевых компетенций учащихся с использованием проектной деятельности.
В монографии В.В. Николиной «Проектное обучение в школьной географии: теория и практика» выделяются следующие методические условия реализации проектного обучения:
- взаимодействие учителя и учащихся;
- реализация проектного цикла;
- учебно-методическое сопровождение учащихся в методе проектов;
- самостоятельность учащихся.
Целью учащихся, выполняющих проект, преодоление препятствий, мешающих успешной его реализации. Помощь учителя - предоставить учащимся адресную помощь. Основными направлениями деятельности учителя географии по учебно-методическому сопровождению проектной деятельности учащихся по В.В. Николиной являются:
- максимальное содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию каждого школьника;
- создание эмоционального и психологического комфорта в учебных группах, реализующих проекты;
- консультирование учащихся на каждом этапе проектной деятельности путём организации адресной индивидуальной или групповой помощи;
- обеспечение свободного доступа учащихся к необходимой информации;
- содействие учащимся в достижении результатов проекта;
- партнёрская позиция учителя в проектной деятельности.
Важным условием в проектной деятельности является самостоятельность учащихся. Итогом работы учащихся над проектом: получение готового продукта в виде презентации, в которой проанализирована и отражена своя деятельность и получены выводы.
Географические особенности метода проектов.
Одна из особенностей географического метода проектов - это постановка проблемы, с возникновением противоречий и их решений. Географические проблемы подводят школьников к выполнению проектов по определенной теме и формы представления полученного результата на основе связи с жизнью, современностью, где проблемы требуют решения. Часто темами проектов становятся юбилейные календарные даты. Продуктом проекта может стать описание природных и социально-экономических объектов, явлений и процессов, разработка ментальной карты, изготовление модели и макета, сбор коллекций и гербариев, создание презентации, конкретная деятельность по благоустройству района, в котором живут.
Например, при изучении темы "Урбанизация. Города России" в 8 классе можно поставить перед школьниками проблему "Какие памятники характеризуют историю нашего города?"
В 9-х классах при изучении темы "Экономические районы" - это проблемы и перспективы развития экономических районов (Северо-Западного района, Европейского Севера, Центральной России, Урала или Поволжья).
Изучение транспортного комплекса можно начать с того какие виды транспорт знают ученики, за тем перейти к проблемам , которые связаны с климатическими условиями и особенностями рельефа и геологического строения нашей страны. Использовать работу с текстом: "Северный морской путь называют Северным морским коридором, соединяющим европейскую часть России с российским Дальним Востоком. Кроме того – это кратчайший путь из Европы в Азию. Проходит он вдоль побережья Сибири и соединяет российские порты Дальнего Востока и устья северных рек в единую судоходную транспортную систему. На востоке Северный морской путь ограничивает Берингов пролив, на западе – меридиан, расположенный севернее мыса Желания. Протяженность этого пути составляет 5600 км".
Северный морской путь:"Можем ли мы утверждать, что в дальнейшем это будет еще одна главная магистраль нашей страны?"
"БАМ - магистраль прошлого века. Проблемы и перспективы ее развития".
На исследовательском этапе реализацию метода проектов в обучении географии отличает выбор специфических для географической науки методов исследования, а именно: наблюдения географических объектов, явлений, процессов в реальных условиях; исторический, сравнительный, системный подход; статистический, картографический, аэрокосмические методы; моделирование; экологический мониторинг.
На этапе представления и анализа результатов: выдвигаются географические требования к оформлению и представлению наглядных материалов, учитывающих культуру обращения к карте, статистическим данным. Кроме разнообразия и эстетики, требуется обязательное обращение к географической карте, для установления точности объектов, подбирать систему условных обозначений при создании и моделировании карт, поощряется не только содержательная основа фотографического материала, но и его эмоциональная насыщенность.
Таким образом, учебный проект по географии - это творческая, самостоятельная деятельность школьников, направленная на поиск и обработку информации, для достижения идей проекта, анализирование и обобщение собранного материала; формулирование гипотез собственных исследований, их проверку и обоснование; получение конечного результата.
Метод проектов в моей педагогической деятельности.
Технология проектов применяется мной несколько лет. Разработано множество разных проектов, используемых как на уроках географии так и на конкурсах. В ходе выполнения проектов наблюдается развитие самостоятельности ребят, растет заинтересованность к исследовательской деятельности школьников и обогащается кругозор, что влияет на формирование организаторских способностей, дисциплинированности и успешности в выполнении заданий за определенное время. Приведу примеры разных видов проектов, которые создали под моим руководством обучающиеся нашей школы.
Информационные проекты направленные на поиск информации по определенной теме. Например, в 6 классе "Природные явления в атмосфере"; в 7 классе - "Путешествие по материку", "Достопримечательности страны".
Подобные проекты можно создавать и использовать при изучении темы "Глобальные проблемы человечества" в 11 классе, где темы курса предназначены для самостоятельного изучения.
Работа по созданию этого краткосрочного проекта начинается с образования инициативной группы, далее осуществляется индивидуальный выбор одной из проблем. Учителем предоставляется проектное задание, которое школьники могут изменять и добавлять свое видение проблемы. Например, выдвигается проблема, на какие районы, регионы она оказывает огромное влияние, доказываются масштабы глобальности и связи с другими проблемами, предполагаются пути решения проблемы. К защите работы допускаются: презентации, интерактивные плакаты, фильмы или игры.
Развиваются информационная компетентность (качество отбора и структурирования информации); коммуникативная компетентность (организация общения, ответы на вопросы).
В 10-м классе информационные проекты направлены на создание географических образов изучаемых регионов и стран, например:
· "Ресурсы Азиатского региона"
· "Энергетика будущего"
· "Страны вечного лета".
Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У старшеклассников последовательно формируются ключевые (метапредметные) компетентности, а у учителя накапливается интересная информация.
Исследовательские проекты - проекты, имеющие чётко обозначенную исследовательскую проблему. Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять их могут не все школьники, а только те, которые имеют интерес к исследовательской работе и соответствующую подготовку. Все исследовательские проекты долгосрочны, являются монопроектами, т.е. выполняются одним обучающимся и состоят из 2-х частей: теоретического обоснования исследовательской проблемы и исследования (эксперимента) на основе анализа статистических данных, картографической информации и др. Во введении обязательно прописывается методологический аппарат исследования (актуализация работы, ее цель, задачи, объекты и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, практическая значимость работы, ее новизна и т.д.). Через тему работы обязательно должен просматриваться ее исследовательский характер, поэтому поиск темы и ее грамотное формулирование очень важны. Примерами таких работ являются:
· "Энергетика Ленинградской области"
· "Агропромышленный комплекс Ленинградской области"
· "Промышленность Ленинградской области".
Исследовательские работы защищаются на научно-практических конференциях разного уровня: школьной ,муниципальной и региональной. Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.
Практико-ориентированные проекты предполагают результаты работы, но в отличие от первых двух носят прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может и практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме: "Горы Земли" или "Равнины Земли".
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков;
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Учащимся 5 класса был осуществлен проект «Мой путь в школу». Работа начиналась с составления чертежа плана местности и маршрута, по которому ученики идут в школу, обозначались все дорожные знаки и разметка дороги. Весь собранный материал был перенесен в программу Paint, где и был закончен. В итоге получился маршрут движения в школу, который поместили в школьный дневник.
В 8 классе, при изучении темы «Природные районы России» был предложен краткосрочный проект по составлению рекламного плаката для привлечения туристов в разные регионы нашей страны. Класс разделен на 5 групп, каждой группе дана определенная территория (Камчатка, Крым, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток). Заранее был разработан план. По завершении работы, защищались проекты.
Творческие проекты -эти проекты интересны и привлекают внимание школьников, направлены на развитие творческих способностей ребят, они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений. У обучающихся формируются компетенции личностного cамосовершенствования. В числе творческих проектов можно назвать:
· Проект-экскурсия "Крепости Ленинградской области"
· Проект-видеофильм "Природные памятники ЛО"
· Проект "Международный день заповедников"
· Проект-игра "Счастливый случай"
· Проект-фильм "Использование минералов и горных пород".
Достоинства проектной деятельности - это развитие творчества и самостоятельности школьников, дающей возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои положительные качества и умения.
Но есть и недостатки: увеличение умственной нагрузки, увеличение объема работы учителя, существование риска неудачного выполнения работы, повышение эмоциональной нагрузки.
Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, формулировать и отыскивать разнообразные решения многим проблемам. И одним из таких методов является проектная деятельность.
Литература:
1. Горлицкая С.И. «История метода проектов» Статья на сайте журнала «Вопросы интернет-образования».
2. Николина В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика.
3. Полат Е.С. Метод проектов. Статья на сайте Российской Академии Образования.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. 2004 г.
5. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности. – 2003 г.