Задачный подход в дистанционном обучении
Задачный подход в дистанционном обучении
Автор: Ивановская Надежда Геннадьевна
ГАПОУ КК КИТТ, г. Краснодар
Аннотация: В этой статье рассматривается понятие задачи, отличие учебной задачи от практической и их применение в практико-ориентированном обучении. Приводится классификация задач и алгоритм решения сложной задачи, применение практико-ориентированных задач на различных этапах занятий и в дистанционном обучении.
Ключевые слова: профессиональное образование, задачный подход, учебная задача, практическая задача, практико-ориентированное обучение, дистанционное обучение.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
В условиях учреждений среднего профессионального образования процесс развития личности в большинстве своем происходит во время учебных занятий. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение обучающихся в разные виды деятельности.
Решение задач практического содержания способно привить интерес обучающегося к изучению технических и специальных дисциплин. Такие задания дополняют и/или изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные теоретические знания в практической деятельности.
Можно утверждать, что педагогические основы использования задач в современном обучении являются тем средством обучения, без применения которого невозможно активное и прочное усвоение обучающимися программного материала, их всестороннее воспитание и развитие, приобщение к труду творческого характера [4].
Многие задачи, которые решаются при изучении общетехнических дисциплин и профессиональных модулей, а также во время практики, можно условно подразделить на шаблонные и нешаблонные. Роль первых сводится к выработке навыков, необходимых для решения вторых.
Ныне действующие программы не предусматривают изучение каких-либо теоретических основ о задачах и их решении. Теоретические знания о задачах и их решении нужны обучающимся для того, чтобы они могли производить решение разнообразных задач сознательно и целенаправленно, а не только лишь на основе подражания, по аналогии с ранее решёнными задачами. Важнейшими элементами любого метода поиска решения являются анализ и синтез. При решении задач синтез может использоваться в двух формах рассуждения:
1) когда двигаются от данных к искомым фактам;
2) когда элементы объединяют в одно целое.
Точно так же и анализ может выступать в двух формах:
1) когда в рассуждениях двигаются от искомых к данным задачи;
2) когда целое (фигуру, выражение и т.п.) расчленяют на части [2].
Невозможно сказать, как возникает решение трудной задачи. Вспомним три из «десяти заповедей учителя» Д.Пойа [1]: 6. Старайтесь научить своих учеников догадываться; 7. Старайтесь научить своих учеников доказывать; 10. Пользуйтесь наводящими указаниями, но не старайтесь навязывать своего мнения насильно.
В каждом способе решения задач какого-либо вида, в самом решении этих задач, в умениях, формируемых при этом, содержатся как чисто специфические черты, присущие лишь способу и умениям, соответствующим данному виду задачи, так и некоторые общие черты, присущие методам и умениям по решению любых задач. Поэтому при решении задач того или иного вида надо в первую очередь подчёркивать и выделять общие методы решения задач: разбиение на подзадачи, разбиение области задачи на части, сведение данной задачи к ранее решённым, модельные преобразования задачи.
Делаем вывод, что задача педагога состоит в следующем: сформировать такой общий подход к решению задач, когда задача рассматривается как объект для анализа, для исследования, а её решение – как конструирование и изобретение способа решения. Естественно, что такой подход требует не бездумного решения огромного числа задач, а неторопливого, внимательного и обстоятельного решения значительно меньшего числа задач, но с серьёзным последующим анализом проведённого решения, выявления в нём общих методов и приёмов решения любых задач.
Задачный подход к обучению имеет свои закономерности, принципы, правила и требования. Они являются ориентиром в моей работе. К ним относятся: полнота, наличие ключевых задач, связность, возрастание трудности в каждом уровне, целевая ориентация, целевая достаточность, гибкость, психологическая комфортность.
В современной дидактике утвердилось мнение о том, что существенным показателем развития умственных способностей и творческих сил личности выступают реализованные ею способы решения задачи. Задача трактуется как основная единица педагогического процесса [3].
Представляя собой неотъемлемый элемент образовательного процесса, задача обладает всеми его существенными признаками, подчиняется его закономерностям, реализует ведущие принципы. В числе условий, предъявляемых к задаче как к неотъемлемой части педагогического процесса, выделяется ее наличие в любом реальном учебном процессе и то, что она является общей при реализации любых педагогических целей.
Обозначенная технология задачного подхода реализуется в разработанном комплексе учебно-профессиональных задач, содержание которых моделирует специфику профессиональной деятельности будущего техника.
В условиях новых реалий, важна роль задач и при дистанционном обучении. Даже на удаленной форме обучения реально использовать задачный подход, чтобы заинтересовать студентов занятиями и контролировать выполнение. Контроль можно производить как в онлайн-занятиях с платформ Skillbox или Инфоурок, так и с размещением заданий и последующих ответов на обучающем сайте и на почте.
Можно применить следующие типы практических задач по их типу:
1. Репродуктивный: задачи на наблюдение единичных предметов или явлений; задачи на обогащение наблюдений; задачи на выделение признаков явления; задачи на распознавание веществ.
Пример: Дисциплина Экология. Практическая работа «Определение качества воды». Заранее выдать ребятам задание и вместе с ними во время онлайн-урока определять качество воды в разных районах города и даже регионах России.
2. Алгоритмический: задачи - подстановки; типовые задачи.
Пример: Дисциплина Техническая механика. Выдать задачу с условием типа: «На концах рычага действуют силы с модулями 20 и 120 Н соответственно. Рычаг находится в равновесии. Найдите длину рычага, если расстояние от точки опоры до большей силы равно 2 см». Расписать алгоритм решения и каждому из студентов выдать свой вариант данных для решения.
3. Эвристический: задачи - выявления, задачи - проверки, задачи - измерения, задачи - доказательства, задачи – сравнения.
Пример 1: Дисциплина Электротехника. Провести сравнительный анализ выгодности электромобиля и обычного автомобиля любой марки.
Пример 2: Дисциплина Техническая механика. При изучении раздела «Динамика» рассчитать в специальной программе траекторию прыжка лягушки, чтобы она поймала муху. Оценивается время выполнения задания и количество попыток. Фото или видеоотчет отправить на почту или разместить на сайте.
4. Творческие задания: задачи - проблемы, задачи - конструирование, задачи – исследования.
Пример 1: Дисциплина Техническая механика. Собрать конструкцию из деталей, работая с компьютерными программами, например, Тmm2. Оценивается скорость сборки конструкции, её сложность. Фото или видео получившегося механизма отправить на почту или разместить на сайте.
Пример 2: Дисциплина Охрана труда. Составить акт о несчастном случае на производстве. Допускается любой полет фантазии в выборе места и вида травмы.
Применяются учебно-практические задачи для следующих целей: развитие мотивации и интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Подобные задачи формируют навык разрешения проблем и проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, для создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок».
Практико-ориентированное обучение становится важнейшей составляющей образовательного процесса, меняется сам подход к процессу обучения и отношение к студенту. Приоритетным становится не преподавание, а самостоятельное приобретение знаний и, особенно, практическое применение полученных знаний. Что очень важно при дистанционном обучении, когда большую часть материала обучающимся приходится осваивать самостоятельно.
Список литературы:
1. Пойа Д. Как решить задачу. - М.: Издательство «Просвещение», 2019 г.
2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М.: Издательство «Просвещение», 2016 г.
3. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М: Издательство «Педагогика», 2015 г.