Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация музейно-педагогического занятия по биологии

Дата публикации: 2023-06-14 02:06:45
Статью разместил(а):
Демещенко Ирина Александровна

Организация музейно-педагогического занятия по биологии

Автор: Демещенко Ирина Александровна

ГБОУ "Школа № 217", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В статье автор рассматривает особенности музейно-педагогического занятия по биологии. В методической разработке представлены образовательные технологии и методические приемы, позволяющие реализовать задачи обновленного ФГОС ООО при обучении биологии при проведении музейно-педагогического занятия. Статья представляет интерес для учителей биологии общеобразовательных  учреждений.

Ключевые слова: музейно-педагогическое занятие, урок биологии, ФГОС ООО.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Учебники и пособия по предмету иногда бывают скупы на факты и скучны, а биология - наука о жизни. Изучение биологии только в классно-урочном формате, без возможности воочию увидеть предмет изучения, без возможности поиска закономерностей, обобщений на основе изучения природных объектов является неестественным.

Одним способов заинтересовать учеников, «обновить» процесс обучения, на мой взгляд, является использование как готовых экскурсий в зоологический музей, так и экскурсий, подготовленных самим учителем или группой учащихся, которые примеряют на себя роль экскурсовода.

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.

Таким образом, музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Например, музейно-педагогическое занятие для обучающихся 7 класса по теме «Удивительный мир Моллюсков», может быть проведено как на базе Зоологического музея Зоологического института Российской Академии Наук Санкт-Петербурга, так и на базе зоологического музея Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования (АППО).

На время проведения этого занятия дети становятся исследователями и путешественниками Их задача: пройти по маршруту и выполнить задания в маршрутном листе, используя представленные в музее экспонаты и полученную информацию.

Перед проведением экскурсии учащимся дается задание: прочитать в учебнике раздел «Класс Моллюски», с использованием дополнительной литературы и интернет-ресурсов пополнить свои знания по изучаемой теме.

Целью занятия является ознакомление учащихся с экспозицией отдела малакологии музея и создание условия для изучения многообразия представителей типа Моллюски, их значения в природе и жизни человека.

В соответствии с поставленными задачами в ходе занятия формируются личностные, метапредметные и предметные умения по теме занятия. 

Занятие предполагает активную групповую работу по маршрутным листам с использованием информационных карт.

В начале занятия важен не только психологический настрой на работу, но и мотивация, актуализация зоны усвоения знаний. С этой обучающимся целесообразно предложить послушать короткий отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Карась-идеалист”: "Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: «Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит» и ответить на вопрос: «Догадались ли вы, какие животные прячутся в ракушках?», а затем перейти к общему знакомству с отделом зоологического музея, посвященного моллюскам.

Занятие предполагает групповую работу по маршрутным листам с использованием информационных  карточек по теме урока. Каждая группа (1 группа «Брюхоногие», 2 группа «Головоногие», 3 группа «Двустворчатые», 4 группа «Охраняемые моллюски Ленинградской области») получает  свой маршрутный лист и информационную карту с заданием. Задача групп: внимательно изучить предложенную информацию и рассмотреть музейные экспонаты, а затем рассказать, что узнали. На эту работу можно отвести не более 7 минут. За консультацией можно обращаться к сотрудникам музея. Затем члены команды выступает в роли экскурсовода.

В маршрутных  листах для групп могут быть представлены самые разнообразные задания (заполни таблицу, составь схему, реши ребус, кроссворд, подпиши рисунок и т.д.)

Например, заполни таблицу «Особенности строения раковин моллюсков»

№ п/п

Задание

Ваши наблюдения

1.

Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца.

 

2

Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины.

 

3.

Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

1. Форма.

2. Окраска.

3. Наличие годичных колец на раковине.

4. Наличие оборотов на раковине.

5. Прочность раковины.

6. Значение раковины.

 

На этапе закрепления материала можно предложить ответить на вопросы теста, задания на развитие логического мышления, решить познавательные задачи.

Завершается занятие подведением итогов, комментарием обязательного и по желанию творческого домашнего задания на выбор. В ходе рефлексии учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную  учебную деятельность, достижение поставленной цели.

 

Список литературы:

1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. — М.: 2006г

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. — М.: 2000г.

 

. . . . .