Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование метапредметного подхода на уроках истории и обществознания

Дата публикации: 2023-06-16 02:22:45
Статью разместил(а):
Нейман Марина Николаевна

Использование метапредметного подхода на уроках истории и обществознания

Автор: Нейман Марина Николаевна

ГБОУ "Школа № 2070 г. Москва имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна"

 

Аннотация: Современное развитие общества требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности. Что делать? Применять метапредметное обучение. В статье рассматривается что включают в себя метапредметные результаты изучения истории и обществознания. Автор рассматривает практические приемы метапредметного обучения на разных этапах урока.

Ключевые слова: метапредметное обучение, познавательная деятельность, проблемное обучение.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Вопрос к коллегам: сравните беспорядок в кладовой, лавку с пустыми подписанными ящиками и голову ученика?  Что общего? Что различного? 

Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».  

Современное развитие общества требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности.  Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? 

И тогда на помощь приходит метапредметное обучение. Если провести экскурс в историю, то окажется, что   метапредметное обучение было широко распространено в России с   1918 года. Оно отражалось в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными.

Что включают в себя метапредметные результаты изучения истории и обществознания?

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

- использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Иными словами, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

Цель моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов.  

При построении урока я обращаю внимание на: мотивацию учащихся в начале урока (надо ли мне это? Почему я должен этоделать? Формы и приемы мотивации самые разные. Например, 6 класс, по обществознанию тема «Потребности человека». Начинаю с небольшого рассказа о трех каменщиках. Когда их спросили, что они делают, один сказал «Я таскаю тяжелые камни», другой сказал «Я зарабатываю на хлеб», а третий сказал «Строю храм». Вопрос к классу – какой смысл рассказа, о чем мы будем говорить. На какие вопросы нам предстоит ответить?

Эти приемы позволяют ребятам формулировать и аргументировать свое мнение, позицию, участвовать в обсуждении проблемы.

Следующий этап – актуализация знаний и выход на проблему: Что я уже знаю? Что для меня ново, непонятно?  Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. 

Данный этап не следует превращать в постоянное традиционное повторение ранее изученного материала в вопросно-ответной форме. Например, можно использовать приём «Согласен – Не согласен». 

Темы 6 класса по обществознанию можно начать с вопроса: правы ли были писатели братья Стругацкие «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать»?

При изучении темы «Письменность и знания древних египтян» по истории 5 класс, задаю вопрос: «Египтяне писали на глиняных табличках? (нет). Письмена у древних египтян назвали иероглифами? (да).» Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Это формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Идет выход на тему урока, планирование результатов учебного занятия. (Что я должен узнать (понять, освоить)? Для чего я это буду делать? Что хочу получить в результате 

Методы и приемы, которыми я пользуюсь при построении таких уроков.

Работа с понятиями. На уроках истории и обществознания я работаю с понятием “государство”. Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. (сравнений по признакам одного и того же, но описываемое в разных источниках). Ребята осуществляют поиск информаций в разных источниках, учатся анализировать и сравнивать, а затем давать определение понятиям.  

Излюбленными не только мною, но и учащимися стали уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по обществознанию тема “Религия в современном мире” звучала так: “Нужна ли религия современному человеку?”. Вместо «Внешняя политика после ВОВ» - «Можно ли было избежать холодной войны?». Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей. Дискуссия - спор по существу, в ходе которого учащиеся получают важные ценности. При подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями, раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения. Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых. При подготовке учащихся знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.
Работаю на всех этапах урока с памятками.  

Памятка "Как работать с дополнительной литературой":

1. Прочитайте ее страницы. 

2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу. 

3. Сопоставьте свою оценку с авторской. 

4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать. 

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка "Как вести дискуссию":

1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать. 

2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. 

3. Говори просто и ясно, логично и последовательно 

4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен. 

5. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. 

6. Не повторяйся и не повторяй слов других. 

7. Помни, что лучшие доказательства - точные факты. 

8. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек 

Памятка "О порядке действий мысленно":

1. Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему. 

2. Сформулируйте гипотезу. 

3. Дайте предложение, четко ее аргументируя. 

4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны. 

5. Возразите их доказательства. 

6. Что дала вам дискуссия? 

Чтобы замотивировать, нужно создать проблемную ситуацию. Очень эффективно это можно применять на различных этапах урока. Например: в начале урока по обществознанию 6 класс по теме «Человек познает мир». Учитель рассказывает всем хорошо известно имя древнегреческого философа Сократа. К нему однажды пришли сограждане и сказали: «Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым. Радуйся». На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым, т.к. я знаю, что я ничего не знаю, а афиняне и этого не знают». Вопрос к ребятам, как они поняли смысл рассказа? Можем ли мы познать самих себя? А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (человек познает мир).

Проблемная ситуация - это задание, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения. На своих уроках я использую проблемные ситуации: направленные на сравнение, связанные с личным жизненным опытом учащихся.   

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: например, в начале урока даю задачу «Фигура – прямоугольный треугольник. Высота 10, основание – 4. Узнайте его площадь», 5-классники с недоумением начинают производить расчёты, а я, раскрыв, источник задания (древнеегипетский папирус), предлагаю сформулировать тему урока «Научные знания в древнем Египте». Приемом создания проблемной ситуации могут быть исторические загадки: например, «Древние греки называли Египет «дар Нила», сами египтяне - «Чёрная земля» в чём здесь противоречие?  

Учащимся нравится такой приём как обсуждение различных точек зрения, например: при изучении темы «Средневековый город» (история 6 класс) выясняем «Где интереснее жить: в городе или в деревне?». Обсуждаем такие личностно значимые для школьников проблемы: Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья? (обществознание). 

Хорошо зарекомендовал себя такой способ как обсуждение афоризмов, цитат, притч. (притча про китайскую семью. Тема семья, 5 класс. Выясняем семейные ценности любовь, терпение и прощение). Дети стали активнее и самостоятельнее, им понравилось думать и высказывать своё мнение.  

Таким образом формируется метапредметное умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. 

Проблемные ситуации выносим в заголовки исследовательских и творческих работ. Например, исследовательская работа по истории «Генерал Власов: патриот или предатель?» по обществознанию «Стадный инстинкт" или почему многие боятся или нехотят выделять себя из большинства». 

Приём проблемной ситуации может быть использован на уроках по любому предмету. Вовлекают в самостоятельную работу и активизируют её игровые задания: кроссворды, ребусы, комиксы. 

У моих учеников любимым видом работы во всех классах является составление кроссворда. Различные виды кроссвордов можно использовать на любом этапе урока. С помощью кроссворда увлекаю в работу, отрабатываем навыки составления вопросов, терминологию и определения, закрепляем и повторяем изученный материал, а в итоге развиваются метапредметные действия: мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся, умения определять способы действий в рамках предложенных условий, умения определять понятия. Такой вид самостоятельной работы можно использовать на уроках по любому предмету. 

Через составление вопросов, кроссвордов, тестов на основе текста учебника реализуется. Поисковое чтение, которое направлено на нахождение конкретной информации.  

Умение структурировать текст, преобразовывать его, используя новые формы представления информации: таблицы, синквейны, кластеры, составление сложного, цитатного и тезисного плана развивается посредством изучающего чтения. 

Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

Например, 8 класс тема урока «Индия и центральная Азия» - использую работу в группах по схеме. Ребята работают с текстом учебника и дополнительным материалом в группах и заполняют заданную схему, систематизируя материал. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Для этого можно использовать прием «исторические задачи». Все задания развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку и формируют метапредметные результаты.  

Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста параграфа, использую приём «Исторические загадки». По ходу чтения учащиеся составляют загадку из 3 исторических фактов, чтобы определить о ком или о чем идет речь.   

Нравится учащимся такой приём работы с текстом, как продолжи рассказ по картинке. (в этом сейчас нам помогает рубрика «Картинная галерея» в учебниках «Обществознание»). При использовании данного приёма ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события, у него формируется умение смыслообразования.
Например, рассказ «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян …» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове.  

Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. (алгоритм раскрытия темы по войне: повод, причина, дата начала, основные участники, основные события, результат, значение, последствия). Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Рефлексия в конце урока.

Я всегда цитирую слова Жанн Жак Руссо своим школьникам: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.

Использование данных технологий дают высокие результаты.

Т.о. считаю, что метапредметность – это подход к образованию, при которой ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.  «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», - сказал русский историк В.О. Ключевский, хочется верить, что мне хоть иногда удается это сделать.  

 

. . . . .