Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 9 классе

Дата публикации: 2023-06-16 14:27:10
Статью разместил(а):
Комарова Софья Анатольевна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 9 классе

Автор: Комарова Софья Анатольевна

ГБНОУ СО “Самарcкий региональный центр для одаренных детей”

 

В настоящее время в обществе происходят кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определенных решений. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. 

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Основным положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Среди основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

В ходе изучения иностранного языка особенно актуальным является коммуникативный блок. В работе рассматривается формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Формирование и развитие универсальных учебных действий   на уроках иностранного языка.

В качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [1].

Осознание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признается сегодня всеми ведущими психологами и дидактами.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

· мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

· учебную цель;

· учебную задачу;

· учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

Учебные действия называются универсальными так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

В частности несформированностью учебных действий  психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

При изучении предмета «Иностранный язык» несформированность учебных действий  находит свое выражение в неготовности многих учащихся к овладению иностранным языком  в условиях перехода из начальной в основную школу. Вырисовывается основной круг языковых проблем учащихся:

· недостаточно (а, зачастую, и плохо) сформированы технические навыки чтения и письма;

· отсутствие умения осмысленно читать (с извлечением смысла) на иностранном языке;

· неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме;

· неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника;

· нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

Организация преемственности обучения затрагивает, несомненно,  все звенья существующей образовательной системы. Следует заметить, что старшеклассники  испытывают трудности при переходе из среднего звена в старшую школу. Недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Причину тому нужно искать в начальном образовании. По мнению учителей-практиков, слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более продвинутого уровня.

Все вышеперечисленные трудности особенно ярко проявляются на переходных (кризисных) этапах в развитии школьника. Если перенести временные рамки переходных (кризисных) возрастов на структуру школьного образования, то они будут соотноситься следующим образом:

· кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту (6 – 7 лет) приходится на первый год обучения;

· предподростковый кризис (10-11 лет) соответствует 4-5 классам;

· предъюношеский кризис (15-16 лет) соответствует 9-10 классам.

Следовательно, можно говорить о существовании двух типов возрастов – критического и стабильного, которые имеют свою специфику, свой результат. Эти особенности должны учитываться и в содержании образования,  в методах и формах образовательного процесса, и в организации планомерного фомирования и развития метапредметных учебных действий. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.

Очевидно, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

По культурно-исторической теории Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2].

И формирование у детей «способности к согласованным действиям с учетом позиции другого» [3], которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества становится основополагающим.

Итак, коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [4]. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).

Главным образом, задачи общения, сотрудничества и взаимодействия решаются при опоре на речевые средства и действия. Речевая компетенция – это система речевых действий, т.е. использование языковых средств с учетом закономерностей их функционирования для построения высказываний от простейшего выражения чувства до передачи нюансов интеллектуальной информации. Условием эффективного усвоения языковых средств служит их активное применение в контексте реальной коммуникативной деятельности.

Коммуникативные действия на уроках английского языка обеспечивают социальное взаимодействие  партнеров по общению  или  деятельности  (таблица 1).

Таблица 1. Социальное взаимодействие на уроках английского языка

Вид коммуникативных действий

Сформированность данного вида коммуникативных УУД

1

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- учет позиции партнеров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

2

постановка вопросов

- умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером

3

разрешение конфликтов

- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, т.е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов

4

управление поведением партнера по иноязычному общению

- взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнера  по общению на ИЯ

5

полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- умение точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Практическое формирование коммуникативных действий

Работая с детьми 5-6 лет в подготовительной группе дошкольников, а также подростками, готовя их к ГИА, ЕГЭ и международным экзаменам, хочется поделиться опытом работы в 9 классе, когда в основном навыки монологической и диалогической речи уже сформированы, однако еще предстоит научиться адекватно реагировать на реплики собеседника, либо логически верно строить монологическое высказывание, отстаивая свою точку зрения и приводя весомые аргументы.

Ниже приведем упражнения объединены темой «Разные источники информации», которая предполагает наличие личного опыта учащихся, разные точки зрения, что способствует повышению мотивации к обмену информации, к дискуссии, а поиск аргументов часто не вызывает трудности. Упражнения предполагают как спонтанные, так и подготовленные дома высказывания. Режим работы традиционный – ученик-класс, ученик-ученик, групповая работа, а также ролевая игра и дискуссия.

Упражнения:

1. Work in groups. Talk about different kinds of newspapers or magazines you and your classmates read, and decide how they are similar and how they are different.

2. Read the quotation. How do you understand these words? In what way do you think they are true? Do you think they can also be referred to radio and television

“A good newspaper, I suppose,

is a nation talking to itself”.

Arthur Miller

3. Work in groups. Look through the news items in current newspapers. Find the articles which cover the latest. Name the topical issues of the day.

4. a) Find some news items with catchy headlines and ask the class to guess the subject of the item.

b) Examine:

· the headlines;

· the contents of each item;

· the importance given to each item.

Which one seems the most interesting to you? Speak about it.

5. Role play.

Imagine you are a commentator of a television or a radio programme which gives information about the latest events and discusses the most topical problems.

Imagine you are TV viewers or radio listeners. What questions will you ask to find out more about the most important (sensational, troublesome) events?

6. Read these opinions about the press and journalism. Do you agree with them? Why or why not?

Literature is the art of writing something that will be read twice;

journalism what will be grasped at once. Cyril Connolly

People everywhere confuse what they read in newspapers with news. A.J. Liebling.

A free press is the art of course be good or bad, but, most certainly, without freedom it will never be anything but bad. Albert Camus.

7. Say what kind of news (information, events, stories, books) affects people (you personally) deeply.

8. Work in pairs. Find out which of the most recent events (news) your classmates were affected by. Tell the others what you have found out.

9. Work in groups. Make a list of a recent publications which have interested the readers most of all. Explain why.

10. Name some vital problems of our day (in the present-day world, in our country). Say how these vital problems are reflected in the press and how people try to solve them.

11. Every newspaper and magazine offers its readers a wide range of topics.

Bring a recent issue of some newspaper or magazine to class, then discuss the contents of this issue with your classmates. Exchange your opinions about the topics offered.

12. Work in pairs. Act out conversations making suggestions and giving replies expressing likes, dislikes and preferences.

One of your friends suggests writing a letter to a newspaper to get advice about the problems you face at school.

The other one turns down the suggestion and makes a counter suggestion.

One of our friends suggests subscribing to a magazine for lovers of music.

The other one either accepts or turns down the suggestion with a reason.

13. Discuss in pairs.

Mass media offer so much advertising that there is something for everyone. Music is usually well-advertised in the press and by posters.

a) Do you think there is the need to advertise music?

b) Say what sort of music you like and explain why.

Classical?

·        Rock?

·        Rock 'n' Roll?

·        Folk?

·        Jazz?

·        Pop?

·        Country?

c) Name several things which, in your opinion, must be well-advertised. Why?

Newspaper publisher Joseph Pulitzer, the USA, once told a New York World editor a newspaper should contain “what is new, what is original, distinctive, romantic, thrilling, unique, curious, humorous, odd, apt to be talked about without shocking good taste …”

Do you think the newspaper publisher was right? Why or why not? Give your opinion about what a newspaper should contain?

14. Speak about the role of different kinds of posters. Say what ideas (events) they reflect and when they become effective.

You may use the following words:

make people think about the future

reflect vividly

announce an event

express the idea clearly and understandably

educate people

an image of depict

catch the attention of

15. Work in groups.

a) Say how many television channels there in your country; whether there are any differences in the programmes shown on the different channels.

b) Describe a TV programme which appeals to you most.

c) Give your ideas about a new TV channel. What kind of programmes would you like to show and what time?

С уверенностью можно  сказать, что основные виды коммуникативных и речевых действий, приведенные выше, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность.

В силу того, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).

Таким образом, формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

 

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2011. С. 35.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2010. С. 241.

3. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1997. С. 112.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально- психологический тренинг. – М.: МГУ, 2009. С. 32.

 

. . . . .