История правления Ивана Грозного на страницах современных школьных учебников
История правления Ивана Грозного на страницах современных школьных учебников
Автор: Калинина Елизавета Александровна
МБОУ г. Мурманска «СОШ № 18»
Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа учебных пособий по дискуссионному вопросу правления Ивана Грозного.
Ключевые слова: Историко-культурный стандарт, трудные вопросы истории, уроки истории.
Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
В условиях накопления большого количества исторической информации, развития исторической науки, расширения круга спорных вопросов, многообразия научных и «околонаучных» трактовок открытых вопросов истории России с целью достижения согласованной научной позиции вокруг исторического прошлого России был разработан историко-культурный стандарт. Этот документ включает в себя оценки важных событий прошлого, подходы к преподаванию отечественной истории, необходимые для изучения темы, персоналии, даты, события.
Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества исторического образования, создание единого культурно-исторического пространства, формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся.
Для образовательной практики актуальной проблемой является качество изложения научного исторического материала на страницах школьных учебников истории. В этой связи нас интересовали авторские подходы составителей современных учебников к освещению вопросов истории правления Ивана Грозного.
Для сравнения были взяты новые линии школьных учебников:
· История России. 7 класс. Ч. 1 под ред. А.В. Торкунова (издательство Просвещение);
· Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVII века. 7 класс (издательство ДРОФА);
· Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI–XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций (издательство «Русское слово»).
Далее по тексту они будут указываться соответственно как «учебник № 1», «учебник № 2», «учебник № 3».
Линии для сравнения выбраны, исходя из дискуссионных вопросов в исторической науке по данному вопросу:
· В чем причины изменений характера Ивана Грозного?
· Причины и последствия опричнины
· Итоги царствования Ивана IV.
В итоге сравнения учебных текстов было установлено, что в вопросе о причинах изменения характера царя нет абсолютного единства. Так, в содержании параграфа учебника № 1 можно выделить следующие причины: болезнь царя в 1553 году, неудача в Ливонской войне, смерть жены Анастасии. В учебнике № 2 к причинам относятся проигрыш в Ливонской войне и желание царя править единолично; в учебнике № 3 – болезнь царя и желание ликвидировать остатки удельной системы (борьба с В. Старицким).
По вопросу о причинах введения опричнины мнения авторов учебников также расходятся. В учебнике № 1 в основном делается акцент на том, чтобы обучающиеся сами определили это, опираясь на мнения различных ученых, которые приведены в конце параграфа. Из содержания пункта параграфа можно сделать вывод о том, что причинами введения опричнины являются боярские измены.
Авторы учебника № 2 сами дают ответ на этот вопрос. По их мнению, целью введение опричнины было желание Ивана Грозного утвердить неограниченную власть.
Авторы учебника № 3 видят причину введения опричнины в необходимости укрепить власть царя.
Последствия опричнины преподносятся следующим образом. В учебник № 1 это удар по удельным княжествам, боярской экономической мощи, усиление царской власти и хозяйственное разорение. В учебнике № 2 к этому добавляются следующие последствия – подорван процесс централизации и единства общества, проигрыш в Ливонской войне. В учебнике № 3 последствия сформулированы в общем виде – ослабление государства.
Итоги правления Ивана Грозного во всех учебниках оцениваются отрицательно. Во всех учебниках выделяются ослабление и разорение страны политикой Ивана Грозного, усиление политики закрепощения крестьян. К этому в учебнике № 1 добавляется то, что опричники получили преимущества в продвижении по службе, в учебнике № 2 – падение авторитета страны на международной арене.
Таким образом, при имеющихся некоторых расхождениях в интерпретации фактов правления Ивана Грозного, существенных противоречий в оценках его деятельности и личностных качеств не обнаружено.
В целом, авторы придерживаются наиболее признанной в современном научном историческом сообществе точки зрения на дискуссионные вопросы эпохи правления Ивана IV. Это свидетельствует о том, что создатели учебников нацелены на достижение единого культурно-исторического пространства в нашей стране, и вполне успешно реализуют эту задачу.
Список литературы:
1. Андреев И.Л. История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник. – 4-е изд. М.: Дрофа, 2019. 253 с.
2. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2018. Ч. 1. Россия в XVI веке. 112 с.
3. Пчелов Е.В. История России. XVI–XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017. 224 с.