Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитание патриотизма на уроках истории: методы и приемы

Дата публикации: 2023-06-27 11:29:28
Статью разместил(а):
Прокопенко Любовь Ивановна

Воспитание патриотизма на уроках истории: методы и приемы

Автор: Прокопенко Любовь Ивановна

МБОУ «Львовская СОШ Новоооскольского района Белгородской области»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как важно на уроках истории прививать общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, любовь и сопереживание Родине, готовность встать на ее защиту и бережное отношение к культуре. Раскрываются методы подачи материала, темы уроков, которые способствуют воспитанию патриотизма на уроках истории.

Ключевые слова: исторические источники, русская культура, подвиг народа, патриотизм.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Уроки истории обладают огромным потенциалом в качестве формирования у школьников патриотизма и гражданственности. Это объясняется тем, что учитель-историк, рассказывая ученикам материал приобщает их к родной истории, культуре и традициям. На уроках истории молодому поколению прививаются общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, любовь и сопереживание родине, готовность встать на ее защиту и бережное отношение к культуре. Особенное значение имеют уроки отечественной истории, на которых ученики смогут почувствовать свою причастность к русскому народу и его истории.

На уроках истории в рамках реализации гражданско-патриотического воспитания педагог должен выполнить следующие задачи:

1. Прививать ученикам чувство любви к своей стране и своему народу, своей малой родине.

2. Привить чувство ответственности за будущее своей страны и готовность всегда встать на ее защиту.

3.  Воспитывать личность с высокой культурой и общегражданскими качествами: патриотизмом, законопослушностью, высоким нравственным развитием.

Для выполнения этих задач на уроках истории можно использовать разнообразные методы. Например, воспитывать патриотические чувства эффективно при использовании различных методов подачи материала. Среди них следует назвать использование исторических и визуальных источников, кинофрагментов, написание сочинений и эссе, организация интересных форм взаимодействия на уроках – дискуссий и круглых столов.

При изучении материала по истории очень важно использовать исторические источники, они помогают не только в лучшем усвоении материала, но и в развитии патриотизма у детей. Чаще всего в качестве источника используются письма, газеты, журналы, дневники. Помимо этого, в качестве исторического источника можно взять интервью или беседу учеников со своими родственниками, ветеранами ВОВ, из которой они могут узнать много нового и осознать причастность к одной исторической судьбе. Источники помогают эмоционально окрасить изучаемую тему, что добавляет заинтересованности у учеников и наполняет их желанием лучше изучать историю своей родины.

Не менее важно использование визуальных источников. К ним можно отнести фотографии, рисунки, картины и карты. Визуальные источники иллюстрируют изучаемую тему и формируют эмоциональный элемент патриотического воспитания. Они также помогают оживлять историю, делать ее более понятной для восприятия. С помощью такого визуального источника, как картины, учащиеся могут соприкоснуться с культурой нашей страны, с известными деятелями искусства. Работа с визуальными источниками помогает формировать необходимые компетенции: умение коммуницировать с другими учениками, работать в команде, а также помогает в активизации познавательного процесса и развитию патриотических чувств.

Использование кинофрагментов обусловлено тем, что многие важнейшие исторические события нашей страны стали темой для фильмов или сериалов. На уроках истории учитель также может использовать кинофрагменты для усиления визуализации и эмоциональности проходимого материала. Стоит отметить, что такие исторические фильмы очень патриотичны, поэтому переживаемые в нем эмоции, связанные с любовью к родине прививаются и ученикам, смотрящим фильм.

Источники должны стимулировать познавательную активность ребенка, у него должны формироваться вопросы о своей родине, о том, чем и кем нужно гордиться, почему важно защищать свою страну и почему так важна историческая преемственность поколений. Ответы на этих вопросы обучающиеся ищут совместно с педагогом.

Для того, чтобы уроки истории были более оживленными и динамичными необходимо использовать новые методы работы с учениками в классе. Одним из наиболее эффективных методов является организация круглых столов или дискуссий. Благодаря применению метода дискуссии в классе создается доверительная атмосфера, стимулируется мыслительная деятельность учеников. В ходе такой формы работы ученики высказывают свои тезисы по определенной проблематике и подкрепляют их аргументами, высказывают свои мнения касательно причин событий, мотивов различных поступков.

Таким образом, познается ценность любви к родине, патриотизма, героизма и самопожертвования во благо отечества. Совместное изучение истории, анализ исторических событий и дискуссия вызывают сильный интерес к своей истории и формирование патриотических чувств. Также еще одной интересной формой занятия является урок памяти. На нем ученики могут рассказать об участии своих родственников в ВОВ, могут принести их письма военного времени или фотографии. Во время того, как ученики делятся историями их семей, у них формируется ценностное осознание общности исторической судьбы, а также ценности победы, которая принесла мир и свободу советскому народу.

Не менее важную роль в формировании патриотизма играет и личность самого учителя. Это обосновывается тем, что учитель-историк, как никто другой должен подавать пример патриотичного человека с четкой гражданской позицией. 

Наибольшим потенциалом в формировании патриотизма обладает сама история, ее теоретический материал. История нашей страны богата на значимые исторические события, факты, явления, на известных политических деятелей и героев страны. На основе ее можно наиболее эффективно формировать патриотические и гражданские чувства.

Прививать патриотизм можно с первых уроков истории. Например, когда в 5 классе изучается Древняя Русь, ученики знакомятся с древней русской культурой и бытом, узнают фольклор и традиции. У обучающихся появляется понимание красоты, народного быта и традиций. Они приобщаются к истории своих предков, к их историческому наследию. Говоря об объединяющей силе народа, можно сказать о значении единой веры, принятия Русью христианства. Также, очень важно сделать акцент на ценностях древних славян, которые мы пронесли через века. К ним в первую очередь относится почитание родителей и бережное к ним отношение, уважение стариков и доброе отношение к детям, стремление жить в мире и помогать друг другу при невзгодах. У наших предков основной ценностью была семья, поэтому и в современном мире нужно стремиться к созданию семьи, своего очага. Усвоение традиционных ценностей своего народа также является важнейшим компонентом патриотизма.

При дальнейшем изучении истории учитель должен акцентировать внимание учеников на патриотичность и значимость исторических событий. Особенно это касается изучения различных войн. Изучая тему освобождения от татаро-монгольского ига, нужно обратить внимание на единение народа, воинов. Подвиг русского народа на Куликовском поле и во время стояния на Угре, показывает храбрость, отважность нашего народа. Рассмотрение данной темы должно поднять патриотический дух школьников.

Далее, изучая тему Отечественной войны можно сделать акцент на объединении всего народа и всех сословий для освобождения нашей страны от французов. В это время даже крестьяне поднялись на защиту своей родины, даже сыграли в этом одну из главных ролей. Это также показывает высокий уровень патриотизма в те годы, приобщает учеников к этому чувству.

Но, безусловно, самым неисчерпаемым источником привития патриотизма является тема Великой Отечественной войны. Это обусловлено тем, что в историческом контексте эти события происходили не так давно и в каждой семье есть их участник. Рассматривая тему Великой Отечественной войны, нужно показать, насколько сильным было сплочение нашего советского народа, который смог освободить не только свою страну от фашистов, но и всю Европу. Единение всего народа на благо одной цели – показывает мощь патриотических чувств, когда каждый человек старался и делал вклад для общего дела – освобождения родины. При изучении этой темы будет также полезно, чтобы ученики на уроке рассказали о своих предках – прадедах, которые воевали с фашистами, нередко и ценой своей жизни. Объединяя военные истории из всех семей, ученикам станет понятно, что у всех нас одна история и нужно ее нельзя забывать, нужно помнить и беречь от искажения.

Помимо этого, с помощью изучения исторических личностей, их персоналий и вклада в судьбу страны также можно прививать патриотизм. В рамках данного метода можно более подробно изучать личность и биографию известных полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Петра Багратиона, Александра Суворова, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева и многих других. Рассматривая их черты характера, движение по карьерной лестнице, заслуги перед Отечеством ученики смогут сформулировать положительное мнение об этих людях и будут равняться на них в качестве примера.

Также одним важным аспектом формирования патриотизма является краеведение, изучение малой родины. Без этого не может быть сформировано полное ценностное отношение к родине, ведь помимо общего отечества – России, у каждого человека есть свой родной край со своими культурой и традицией. Поэтому на уроках истории также важно уделять время изучению родного края, учитель-историк должен рассказывать ученикам о его истории, культурных особенностях.

В рамках воспитания патриотизма нельзя обойтись только историческими события, необходимо давать представление ученикам о самобытности русской культуры, искусства и традиций. Русская культура является одной из самых ярких и многогранных в мире. Поэтому на уроках истории, посвященным рассмотрению культуры в разные периоды есть возможность формировать патриотизм через ценное отношение к культуре народа.  

Особенно большой силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, своему народу из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности.

На уроках истории изучение русской культуры должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина нашего государства. Задача проведения таких уроков – вызвать у детей интерес к культуре родной страны, дать представления о культурных особенностях малой родины.

Таким образом, уроки истории обладают наибольшим потенциалом возможностей в формировании патриотизма у школьников. Это обусловлено тем, что одна из основ патриотизма- знание истории своей страны, предков. Без знания истории невозможно сформировать ценностное отношение к своей родине. Поэтому именно на занятиях по истории учитель-историк должен прививать ученикам патриотические чувства, рассказывая им об истории своей страны, родного края, о народной культуре и традициях.

 

Литература:

1. Беглова С.В., Бачурина С.О., Власова Е.А. Быть патриотом и гражданином своей страны. Народное образование. – 2012. –  № 9. – С. 70-74.

2. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как средство социализации. / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – Москва: Айрис – Пресс, 2004. – 192 с. – ISBN 5-8112-1693-9.

3. Дмитров А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы. – Москва: Триумф, 2005. – 299 с. – ISBN 978-4-08-033934-2.

 

. . . . .