Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Способ извлечения информации из географического текста через вопросы

Дата публикации: 2023-06-27 14:33:04
Статью разместил(а):
Чеченева Ирина Николаевна

Способ извлечения информации из географического текста через вопросы

Автор: Чеченева Ирина Николаевна

ГАПОУ СО «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, какие способы извлечения максимального количества информации из географического текста можно предложить детям.

Ключевые слова: географический текст, информация, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

В заданиях ОГЭ и ЕГЭ по географии часто приходится работать с предложенными текстами, из которых нужно извлечь определенную информацию для того, чтобы ответить на вопросы.

Проблема заключается в том, что дети зачастую просто не видят всю полноту информации, которая есть в тексте, то есть не могут осмысленно прочитать текст. Есть несколько способов, которые могут помочь ребенку справиться с этой проблемой. Один из них будет предложен в данной статье. Для лучшего понимания предложенной методики, покажем работу на конкретном примере. Для этого выберем конкретный текст из задания ОГЭ.

«На исходе 20 века проблема изменений климата в сторону глобального потепления стала одной из центральных, волнующих мировую общественность. Россиян проблема ожидаемых изменения климата интересует или должна интересовать особо: как-никак, более 65% ее огромной территории занято вечной мерзлотой, которая зависит от климата, чутко реагирует на малейшие его изменения и поэтому отнюдь не является вечной. Оттаивание льдонасыщенных пород будет сопровождаться просадками земной поверхности и развитием опасных мерзлотных (криогенных) геологических процессов: термокарста, термоэрозии, солифюкции и др. Целые регионы с низкими абсолютными отметками поверхности окажутся затопленными морем. Возникает угроза разрушения зданий и инженерных сооружений, возведенных с сохранением мерзлого основания».

Далее в задании предлагается вопрос с вариантами ответа. Для того, чтобы ответить на вопрос, необходимо извлечь определенную информацию из представленного текста и сопоставить ее с собственным знанием. По этому тексту может быть задан не один, а несколько вопросов, которые требуют извлечения разной информации. Таким образом, при подготовке к экзамену необходимо научить ребенка извлекать максимально возможное количество информации из текста.

Одним из способов фиксировать информацию является составление вопроса, на который в тексте есть ответ. Поэтому при работе с текстом я предлагаю ученику, читая текст по одному предложению, записывать все возможные вопросы, на которые он видит ответы. Приведем примеры вопросов, которые может записать ребенок. При этом важно, чтобы ребенок не знал, какой вопрос будет задан в конце. Это позволит ему расширить возможности составления вопросов.

Первое предложение: «На исходе 20 века проблема изменений климата в сторону глобального потепления стала одной из центральных, волнующих мировую общественность».

- Какая основная проблема изменения климата возникает на исходе 20 века? (глобальное потепление);

- Когда проблема глобального потепления стала актуальной (конец ХХ века);

- Кого волнует эта проблема? (мировую общественность);

- …

Второе предложение: «Россиян проблема ожидаемых изменения климата интересует или должна интересовать особо: как-никак, более 65% ее огромной территории занято вечной мерзлотой, которая зависит от климата, чутко реагирует на малейшие его изменения и поэтому отнюдь не является вечной».

- Сколько территории России занято вечной мерзлотой? (65%);

- Почему россиян проблема потепления должна интересовать особо? (огромная территория с мерзлотой);

- На что реагирует вечная мерзлота? (изменение климата);

- Почему мерзлота не является вечной? (чутко реагирует на изменения климата);

- …

Третье предложение: «Оттаивание льдонасыщенных пород будет сопровождаться просадками земной поверхности и развитием опасных мерзлотных (криогенных) геологических процессов: термокарста, термоэрозии, солифюкции и др.»

- Что произойдет при оттаивании льдонасыщенных пород? (просадка земной поверхности);

- Какие бывают опасные мерзлотные геологические процессы? (термокарста, термоэрозии, солифюкции и др.);

- …

Четвертое предложение: «Целые регионы с низкими абсолютными отметками поверхности окажутся затопленными морем».

- Что произойдет с целыми регионами? (будут затоплены морем);

- Какие особенности регионов, которые затопятся морем? (низкие абсолютные отметки);

-…

Пятое предложение: «Возникает угроза разрушения зданий и инженерных сооружений, возведенных с сохранением мерзлого основания».

- Какая угроза возникает? (разрушение зданий и инженерных сооружений);

- Почему возникает угроза разрушения? (возведены с сохранением мерзлотного основания);

-…

Кроме информации, полученной из текста, ученик должен знать некую информацию сам. Ее тоже можно фиксировать через вопросы. Например,

- Какое потепление называется глобальным?

- Что такое вечная мерзлота?

- Что такое мерзлотные (криогенные) геологические процессы?

- Что такое термокарст?

- Что такое термоэрозия?

- Что такое солифюкция?

- Что такое абсолютные отметки поверхности?

- Что такое мерзлотное основание?

В самом тексте нет ответов на эти вопросы. Если ученик не знает на них ответы, то он должен их найти и понять.

Мы видим, что в данном тексте масса прямой информации и ссылок на другую информацию. Опыт показывает, что, выполняя подобное задание в первый раз, ребенок может составить обычно очень мало вопросов, поэтому большинство информации проходят мимо него. Бывает, конечно, и такой вариант, что ребенок не задает вопросы первого типа, поскольку они у него возникают на интуитивном уровне, а вопросы второго типа он не задает, так как точно знает на них ответы. Но тогда он легко их сможет написать в достаточном количестве. Такого ребенка обучать не нужно, он уже умеет осмысленно читать текст. Проверив это умение при выполнении одного из подобных заданий, можно не заставлять ребенка выполнять такие задания снова и снова. Но в большинстве случаев ситуация не такова, поэтому выполнение подобных заданий в достаточном количестве поможет ребенку начать осмысленно читать тексты.

Что же делать, если ребенок написал мало вопросов. Можно провести групповую работу в классе. Сначала все пишут вопросы в тетради по одному и тому же тексту. На это дается определенное время. Потом свои вопросы диктует тот, у кого их мало (например, 3 штуки), вопросы обсуждаются, возможно стилистически корректируются, записываются на доске. Потом свои вопросы постепенно добавляют те, у кого их получилось 4, 5 и т.д. При этом дети видят, какие вопросы они могли бы увидеть, но не увидели.

Теперь можно уже смотреть вопрос, который есть в исходном задании:

«В каком из перечисленных регионов России возможны чрезвычайные ситуации, связанные с отсутствием многолетней мерзлоты?» (Далее следует перечень возможных регионов: 1. Республика Саха (Якутия), 2. Республика Северная Осетия (Алания), 3. Калужская область, 4. Ставропольский край). Для того, чтобы правильно выполнить это задание, детям предлагается выбрать те вопросы, ответы на которые (информация) важны.

Это будут вопросы:

- Что произойдет при оттаивании льдонасыщенных пород? (просадка земной поверхности);

- Что произойдет с целыми регионами? (будут затоплены морем);

- Какие особенности регионов, которые затопятся морем? (низкие абсолютные отметки);

- Какая угроза возникает? (разрушение зданий и инженерных сооружений);

- Почему возникает угроза разрушения? (возведены с сохранением мерзлотного основания);

- Что такое вечная мерзлота?

- Что такое мерзлотные (криогенные) геологические процессы?

- Что такое абсолютные отметки поверхности?

- Что такое мерзлотное основание?

Конечно, среди этих вопросов есть более важные и менее важные, но если ученик не знает ответы на эти вопросы, то он не справится с заданием. Конечно, как и практически в любом задании по географии требуется универсальное умение считывать информацию с карты, но это темы другой статьи.

 

. . . . .