Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Метод проектов на интегрированных уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-06-29 23:41:34
Статью разместил(а):
Сырых Анастасия Сергеевна

Метод проектов на интегрированных уроках русского языка и литературы

Автор: Сырых Анастасия Сергеевна

ГАПОУ "Краснодарский информационно-технологический техникум"

 

Аннотация: В статье описывается эффективность применения метода проектов на интегрированных уроках русского языка и литературы. Рассмотрены условия, при которых метод проектов способствует повышению уровня исследовательской деятельности учащихся на уроках словесности. Спрогнозированы результаты, которых ученики могут достичь при реализации проекта.

 

В последние годы метод проектов был возрожден в российской системе образования. В новом осмыслении данный метод представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы или проблемной ситуации.

Проектная деятельность по своей сути является творческой. Творчество предполагает наличие у личности способностей, а кроме этого возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для обеспечения психологических условий творческой деятельности ключевым является не объем знаний, а тип их усвоения, который в свою очередь предполагает способы использования и широту переноса усвоенных знаний. Проектная деятельность школьников представляет именно тот тип усвоения информации, который задает многочисленные возможности использования знаний в различных ситуациях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Итак, в наше время метод проектов стал одним из самых известных и эффективных в образовании. Его популярность оправдана тем, что данный метод нацелен на воспитание активной, инициативной личности. Для того, чтобы отвечать требованиям современного мира, у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, то есть ученик должен быть конкурентоспособным. Развитию этих качеств и способствует метод проектов.

Именно поэтому учителя русского языка и литературы считают данный метод одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, развитие его способностей, умение договариваться и сотрудничать со всеми субъектами учебного процесса. При использовании метода проектов в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на активность, самостоятельность, предприимчивость, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод показывает себя как один из наиболее эффективных.

Как показывает практика, наибольшие трудности вызывает выбор темы проекта, поскольку она должна отвечать требованиям актуальности, быть значимой в теме урока, а кроме этого быть интересной для учащихся. Содержанием исследования по литературе может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в литературном процессе, изучение связи исторических событий с их литературным описанием, эволюция художественного метода отдельного автора, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее. Одним из новейших методов является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование ресурсов сети интернет наряду с современными информационными технологиями.

Исследования в области русского языка обладают определенной спецификой. Изменения в языке происходят очень медленно, и у обучающихся может сложиться неверное представление о нем как о явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что анализируемый материал охватывает большие области знания. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.

Тема, которая выносится на проектирование, в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Несмотря на временное ограничение, у данного вида работы ряд преимуществ. Первостепенное значение имеет не совершенное школьниками открытие, ключевым фактором является овладение учениками навыками исследовательской работы, которая предусматривает определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и вырабатывать собственное мнение, а также представлять результаты своего труда.

Из основных видов проектов, связанных с обучением языку и литературе, можно выделить следующие:

1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы;

2. Мини-исследование, при проведении которого учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинения-миниатюры и др;

3. Индивидуальный проект.

Наиболее эффективным из вышеперечисленных разновидностей является мини-проект, поскольку данный вид работы предполагает активную работу мысли и быстрый результат.

Обратимся к одной из известнейших форм интегрированных уроков русского языка и литературы, урокам словесности. Термин «русская словесность» означает способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов — русского языка и литературы. Учащиеся овладевают родным языком с помощью осмысления функции языка в тексте, его роли при построении связной и красивой речи. В процессе ученик овладевает языковым материалом, осознает способы применения нового знания и осмысливает это на художественном тексте, благодаря чему эффективность усвоения изученного материала возрастает в несколько раз.

Уроки словесности направлены одновременно на качественное овладение содержанием и формой изучаемых в школе произведений художественной литературы и на овладение русским языком, его функциональным и речевым аспектами.

На интегрированных уроках русского языка и литературы учащиеся овладевают определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста. Такой результат достигается путем анализа, который способствует пониманию художественного текста. Таким образом, не особенно востребованная на обычных уроках русского языка эстетическая функция языка переносится с периферии в центр.

Особенность и преимущество уроков словесности состоит в том, что школьник при работе с текстом, занимаясь анализом и обобщением, приобретает навык самостоятельного мышления. В центре такого урока — слово, оно рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической. Ученики наблюдают и исследуют «поведение» языковой единицы в авторском тексте.

Благодаря интеграции учебных предметов возрастает интерес к урокам русского языка и литературы, ведь занятия такого типа способствуют языковому развитию учащихся. Уроки словесности необходимы для актуализации знаний ученика о языке, литературоведческих терминах и понятиях и так далее. Освоение эстетической стороны языка помогает дать ученикам понять, что можно не только видеть красоту окружающего, но и передавать ее словами. Тогда учебные предметы «русский язык» и «литература» покажутся ученикам интересными, интригующими и творчески наполненными.

Таким образом, проектная работа на интегрированных занятиях русского языка и литературы позволяет реализовать различные цели и задачи урока, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для учеников. Обучающиеся любопытны, хотят реализовать свои способности, а проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата. Такая работа интересна, эффективна и результативна.

Об эффективности проекта можно говорить в том случае, если наблюдается повышение качества успеваемости обучающихся, возрастает удовлетворенность обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом, увеличивается количество обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

В результате реализации проекта ученики могут достигнуть выдающихся результатов.

Так, у обучающихся сформируются специальные знания, умения и навыки, необходимые при работе с текстом (концептуальный анализ: изучение концептов по лингвистическим словарям, анализ авторских концептов в художественном тексте).

Также обучающиеся приобретут умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т.д.), и, что немаловажно, умения и навыки, необходимые при сдаче итогового экзамена.  

Немаловажным результатом применения метода проектов на интегрированных уроках русского языка и литературы является возрастание познавательных потребностей обучающихся (стремление к поиску дополнительной информации к урокам русского языка и литературы, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для ученика).

За счет работы над проектом происходит расширение кругозора обучающегося (исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, необходимых не только для дальнейшего саморазвития, но и для сдачи единых государственных экзаменов).

Применение метода проектов на интегрированных уроках русского языка и литературы предполагает возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Этот процесс представляет собой не пассивное приобретение знаний, а активную познавательную индивидуальную деятельность каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя области, которая входит в круг его интересов. Такая форма организации занятий позволяет осознать, где, каким образом, для каких целей могут быть применены полученные знания. Интегрированные уроки дают педагогам возможность работать совместно, в сотрудничестве с учениками при решении конкретных педагогических проблем, создавая условия для проявления некоторых коммуникативных умений, являющихся значимыми личностными компетенциями в современном мире.

Интегрированное обучение, таким образом, создаёт новые условия для совместной работы учителей и учеников. Оно представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. В то же время интегрированные уроки требуют разнообразных форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учебного материала.

Внедрение метода проектов в деятельность участников образовательного процесса на интегрированных уроках русского языка и литературы имеет ряд преимуществ, как для учеников, так и для учителей.

Так, благодаря интегрированным урокам у учителя появляется учебное время для изучения другого явления, исключается возможность дублирования учебного материала, происходит усиление межпредметных связей.

Что касается учеников, данный вид работы активизирует мыслительную деятельность, интенсифицирует усвоение учебного материала, расширяет сферу получаемой информации, подкрепляет мотивацию в обучении, развивает умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

Работа с концептами на интегрированных уроках русского языка и литературы крайне эффективна. Темы сочинений экзаменационных работ как правило имеют морально-этическую направленность и требуют раскрытия некоторых ключевых концептов, таких как «семья», «долг», «красота», «честь», «мир» и др. Представляется целесообразным заранее в течение учебного года проработать как можно большее количество концептов, предлагая ученикам писать сочинения на морально-этические темы по итогам проделанной работы.

Таким образом, становится понятно, что анализ концепта на интегрированных уроках русского языка и литературы при подготовке к сочинению-рассуждению, безусловно, не становится неотъемлемой частью данной работы, но может быть использован для улучшения результатов подготовки к этому виду заданий.

 

. . . . .