Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методы преподавания грамматики английского языка

Дата публикации: 2023-07-09 23:12:41
Статью разместил(а):
Тиликян Ани Карапетовна

Методы преподавания грамматики английского языка

Автор: Тиликян Ани Карапетовна

МБОУ "СОШ № 31", г. Химки

 

Аннотация: Изучение грамматики иностранного языка является одним из основных аспектов, который на протяжении многих лет подвергался интенсивному обсуждению. Отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения, какие основные подходы в обучении грамматике английского языка, какие подходы являются ведущими в современных условиях обучения английскому языку и какими основными методами они реализуются. История преподавания иностранного языка свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Предложенная статья посвящена проблеме поиска эффективных методических приемов преподавании грамматики.

Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка; английский язык; грамматика английского языка.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Самую большую сложность в обучении грамматике английского языка представляют видовременные формы глагола. Учащиеся сталкиваются с трудностями при овладении грамматическими формами глагола. Чаще всего такие проблемы возникают из-за нечеткого представления о категории времени, вида и залога. Поэтому необходимо рассмотреть методы и подходы в обучении грамматике английского языка. Цель данной работы — описать опыт применения некоторых методических приемов, направленных на устранение трудностей употребления студентами временных форм английского языка.

Актуальность данной работы состоит в том, что правильное использование времен английского глагола представляет одну из основных трудностей при развитии у студентов навыков устной и письменной речи.

Обучение иностранному языку не может осуществляться без обучения грамматике, ведь овладение грамматикой изучаемого языка, умение грамотно сочетать слова является одним из важнейших условий использования языка. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.

Владение грамматическим материалом английского языка является необходимым для формирования способностей к устной и письменной речи. Поэтому процессе преподавания иностранных языков значительное внимание уделяется развитию и формированию грамматических навыков. И как показывает опыт, одну из основных трудностей при развитии навыков устной и письменной речи вызывает усвоение студентами временных форм английского глагола и правильный выбор временной формы для каждой конкретной ситуации. Эти трудности связаны с тем обстоятельством, что система английских времен достаточно сложна для усвоения и требует систематической отработки.

Сосредоточившись на том, как можно преподавать грамматику, мы рассматриваем различные факторы и подходы к изучению грамматики, такие как возраст учащихся, их опыт обучения, их когнитивный стиль, обстановка и тип используемого грамматического правила. Для объяснения грамматики были предложены различные методы. Различные подходы входили и выходили из моды в процессе представления различных точек зрения. Одна из трудностей, присущих вопросу о том, какой подход является наилучшим, заключается в том, что различные методы различаются во многих отношениях, включая присущий им взгляд на изучение языка, важность и степень моделирования преподавателем видов практики (упражнения, ситуации и т.д.), порядок их представления и оценку успеваемости учащихся. Конечно, решение учителя должно зависеть от опыта и потребностей учащихся. Мы должны помнить об уникальности каждого изучающего язык. Мы не должны предполагать, что все люди изучают языки одинаковым образом, таким образом, единый метод будет подходящим для всех. Разные люди обладают разными когнитивными стилями и используют разные стратегии при подходе к задаче изучения языка. Опираясь на свой опыт преподавателя языка и исследователя, я хотел бы представить некоторые варианты грамматических объяснений в качестве альтернативных аспектов.

 1. Изоляция. Урок построен таким образом, что учащиеся сосредотачиваются на одной структуре за раз и манипулируют ею. Например, объяснение и употребление настоящего простого. 

2. Сознательное утверждение. Грамматическое правило или структурный шаблон сознательно формулируются либо в терминах структурного описания, либо в терминах функции, либо и в том, и в другом вместе.

3. Дедуктивное утверждение. Объяснение грамматики дается в начале урока, а практика, в основном, связана с применением правила или структуры.

4. Индуктивное утверждение. Объяснение следует практике с изучаемым правилом или структурой.

5. Язык объяснения. Грамматическое объяснение может быть представлено в виде конкретных примеров, повседневного языка (русский ...), некоторой формы абстрактной грамматической терминологии.

6. Объяснение. Объяснение может быть сделано преподавателем, таблицами учащихся или какой-либо их комбинацией.

7. Средство объяснения. Объяснение может быть представлено устно, написано на доске или прочитано с диаграммы.

Обучая учащихся английскому языку, мы должны стремиться к тому, чтобы они эффективно пользовались языком в соответствии с популярными психологическими принципами, такими как "от известного к неизвестному", "от простого к сложному", "от концентрации к абстрагированию", "от общего к частному". Английская грамматика состоит из тщательно разработанных определений правил и исключений, касающихся языка.

Раньше мы уделяли много внимания изучению сложных правил грамматики. Но сейчас современные педагоги придерживаются мнения, что ученик, который хорошо разбирается в грамматике и изучил все правила, все равно будет допускать самые элементарные ошибки в грамматике. Принимая во внимание тот факт, что учащиеся должны изучать английский язык на практике, это не значит учиться говорить и писать путем подражания и интуиции, как ребенок, который изучает свой родной язык, не изучая его грамматику.

Как показывает практика, при изучении любого грамматического явления огромную помощь студентам оказывают опоры — различные схемы или таблицы. Такого рода опоры должны быть наглядными и представлять наиболее существенные признаки изучаемого грамматического явления. Опоры призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, устранить различного рода трудности, стимулировать общение учащихся на иностранном языке, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочные навыки и умения Таблица сопровождалась многочисленными наглядными примерами на английском языке и выделением особенностей, на которые следует обратить пристальное внимание. Таким образом, предложенный для изучения грамматический материал носил систематизирующий характер.

После анализа всех рассматриваемых ситуаций студентам предлагалось выполнить упражнения, направленные на закрепление практических навыков употребления изучаемых грамматических времен.

Эффективными являются упражнения, направленные на активацию умственной деятельности учащихся, и материал должен подаваться для решения языковых задач системно, порционно и с постоянным наращиванием умений. При возникновении трудностей в выборе Past Simple или Present Perfect студенты могли обратиться к предложенной таблице, найти в ней соответствующую ситуацию и определить правильное грамматическое время, используемое при описании данной ситуации.

 

Список литературы:

1. Geoffrey Leech. Meaning and the English VVerb. London. Longman, 1981.

2. Jack Richards. Newsbury House Publishers.

3. B. Charles. TLEFL, The University of Michigan Press.

4. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике ИЯ // Иностранные языки в школе. - 2000.- №5. - С. 22-26.

5. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе // Первое сентября. – 2005. - №6. - С. 13-15. Иностранные языки в школе. - 2003 - №6. - С. 25-31.

5. Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? // Иностранные языки в школе. - 2007. - №2. – С. 31-35.

6. Щепилова А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку.

 

 

. . . . .